Развитие экспортного потенциала крупного рогатого скота (КРС) стало предметом жаркой дискуссии на заседании правительства. Причем говорили чиновники не столько о планах на будущее, сколько о том, почему результатов до сих пор нет.
Есть причины объективные. Министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков в очередной раз напомнил, что прежде чем получить мясо, скот нужно вырастить и выкормить до нужного веса, что, естественно, занимает определенное время. Ну а количество скота постепенно наращивается. Если в целом план на 2011-2013 годы по приобретению маточного стада в рамках программы «Сыбага» составлял 124 тыс. голов, фактически же было закуплено за эти годы 166 тыс. голов, и, соответственно, перевыполнение составило 34%. Так, только в 2013 году фермерами было приобретено 50,7 тыс. голов КРС.
Министр напомнил, что качественное улучшение товарного стада будет происходить за счет породного преобразования. В этом направлении основное – это использование высокопродуктивных племенных быков, которые передадут генетический потенциал своему потомству. По итогам прошлого года породным преобразованием было охвачено более 390 тысяч голов маточного поголовья КРС, числящихся в агроформированиях и фермерских хозяйствах. Ну и за счет использования племенных быков постепенно увеличивается средний убойный вес туш бычков. Сейчас он составляет в среднем по стране 160 кг, в организованных хозяйствах – 190 кг. Это, по оценкам минсельхоза, неплохой результат, в 2010 году средний убойный вес составлял 156 и 166 кг соответственно. Впрочем, «территория» для работы еще есть – Мамытбеков отметил, что в странах с развитым животноводством данный показатель — не менее 250 кг.
Но, как констатировал министр, далеко не все регионы участвуют в этой работе. Минсельхоз проводит свои рейтинги и отмечает лучшие и худшие районы страны. Так, по оценкам министерства, наиболее активно участвуют в вовлечении маточного поголовья в породное преобразование фермеры Западно-Казахстанской, Карагандинской, Восточно–Казахстанской и Костанайской областей, в которых охват маточного поголовья составляет от 31 до 16 процентов. Есть и худшие районы, где показатели варьируются от 2 процентов до нуля.
Такой подход очень возмутил премьер-министра Серика Ахметова. Он напомнил, что государство создает все условия для развития животноводства. «Это что за акимы такие?» - едва не стукнул кулаком по столу премьер.
- Мы как раз таки видим отрешенность акимов районов от этой задачи, от этого проекта, - признался глава минсельхоза.
- Почему вы как министр не ставите вопрос о том, чтобы эти 10 худших акимов, которые совершенно не занимаются развитием сельского хозяйства, - негодовал Ахметов. - Это сельские районные акимы! Почему до сих пор не уволили этих акимов? Которые не занимаются и не выполняют поручение главы государства?! Почему вы как министр не ставите так вопрос? Вы же не выполните задачу!
- Как раз цель сегодняшнего совещания – обратить внимание. В прошлый раз мы их только пожурили, сейчас предлагаем принять конкретные меры, - ответил министр.
- Сразу ставлю вопрос перед акимами областей, - резко заявил премьер, и грозя пальцем в мониторы селекторной связи, продолжил, - 10 худших акимов – представить решение об освобождении их от занимаемых должности. Я представлю соответствующую записку главе государства.
Жесткий настрой премьер-министра чувствовался и дальше. Решения проблемы потребовал он и в области эпизоотии. Министр напомнил, что южные области и Восточно-Казахстанская область объявлены буферной зоной по ящуру, и, соответственно, из этих областей нельзя экспортировать продукцию. Но при этом, добавил он, «лишь в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях находится почти 50% всего крупного рогатого скота». «Министерство сельского хозяйства уделяет этому особое внимание для снятия этого статуса – со второго полугодия прошлого года применяются вакцины против ящура высокоочищенные, благодаря этому через два года мы надеемся в соответствии с экспортной стратегией, утвержденной министерством экономики и бюджетного планирования, получить статус свободной от ящура зоны», - заверил Мамытбеков.
«Вопросы ветеринарии финансированием обеспечены в полном объеме, - отреагировал премьер. - Имейте в виду, по ветеринарии этот и следующий год должны стать переломными в отношении эпизоотии. Финансирование по ветеринарии будет в полном объеме в эти годы. Снимайте эту проблему!»
Перейдя к финансовой составляющей вопроса, премьер возмутился позицией холдинга «КазАгро», недостаточно, по его мнению, привлекающему средства в развитие отрасли. В ответ на реплику главы холдинга Дулата Айтжанова, что «вопрос дешевых денег играет содержательную роль и в конце концов влияет на экспорт», премьер твердо заявил: «Привлекайте деньги, Дулат Нулиевич».
«Деньги у нас есть, нам нужно субсидирование», - ответил глава «КазАгро». «Субсидирование – решили вопрос. – отрезал премьер. - Привлекайте деньги. У частников тоже деньги есть. Сегодня частный бизнес готов. Практически мы субсидируем до 80%! Инвестсубсидии, лизинг, практически половину субсидируем лизинг скота, оборудование, еормов, бычков… я не знаю! Со всех сторон субсидии созданы. Только ленивый не может заниматься производством мяса КРС!».
«Понятно, спасибо», - вполголоса вставил Айтжанов. «Почему акимы не занимаются - это вообще непонятно», - продолжил возмущаться премьер. «Ну-у-у, - протянул в ответ глава «КазАгро», - это отдельная тема, они даже не оказывают содействие».
Вопрос нежелания акимов стал едва ли не центральной темой дискуссии на заседании правительства. Однако услышать объяснения самих акимов журналистам не удалось – трансляция заседания прервалась. Но глава правительства явно был настроен очень категорично.