Национальная политика: развитие и причины для изменений

Дмитрий Мазоренко, Vласть

В течение 17 посланий президента, с которыми ежегодно выступал Нурсултан Назарбаев с 1997 года, акценты национальной политики менялись 3 раза. Эти изменения были подкреплены вполне определенными внешнеполитическими событиями. Vласть попыталась определить этапы изменения акцентов и причины этого.

«Как глава государства, считаю, что миссией нашей страны является построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущим ему национальным единством. В стране будут жить представители многих национальностей, уверенных в равных возможностях для всех наций, но считающих себя, прежде всего, гражданами Казахстана», — эти слова Нурсултан Назарбаев произнес в 1997 году, в своем первом президентском послании.

Эти же слова, в почти неизменной интерпретации, президент будет повторять из года в год, в каждом своем послании. Его основной посыл, как и в 1997 году, будет устойчивым: он будет ратовать за толерантность, взаимоуважение и добропорядочное отношение к другим национальностям. Но позиция по национальному и межкультурному вопросу будет видоизменяться.

Изменения эти вполне естественные. От доводов о потере национальной идентичности президент плавно будет переходить к концепции триединства языков и нового патриотизма, где ведущую роль будет играть казахский язык — связующая точка всех этнических групп Казахстана. Интересно, что поискам национальной идентичности сопутствовали определенные международные политические события и задачи Казахстана.

Проанализировав все послания президента, Vласть определила три ключевых периода формирования национальной идентичности и нашла все события, сопутствовавшие этому.

Период первый: «безнациональный мутант»

Этот период длился с 1997 по 2002 годы. С 1997 года президент говорил о том, что небольшие проявления русофобии, оставшиеся со времен декабрьских событий 1986 года и периода распада СССР, представляют опасность для становления национальной идентичности. И хотя он отмечал, что общество уже более спокойно, конструктивно и открыто обсуждает этнические проблемы, все же долгое время беспокоился за рост шовинистских настроений.

Тем не менее, в 1999 году Назарбаев заявил, что Казахстан пришел к межнациональной и межрелигиозной стабильности. Урегулировать ситуацию помогла Ассамблея народов и представленность различных национальных и религиозных меньшинств в парламенте.

В 2000 году президент, намекая на выход из состава СССР, утверждал, что Казахстан покинул общество, где из разных наций «хотели сконструировать жуткого безнационального мутанта». И с 2002 года, опираясь на идею «сельское население — генетическое олицетворение любой нации», начал говорить об активном возрождении казахского языка и культурных традиций.

В течение этого периода президент формулировал паттерн, рассказывая о том, какими видит своих граждан в будущем — патриотами, уважающих культурные и языковые традиции своей страны. И, несмотря на акцент об усиленном возрождении казахской идентичности, Назарбаев регулярно повторял, что изоляционизм и доминирование одного языка и культуры — не выход для казахстанцев, поскольку хотел, чтобы казахстанский бизнес был связан с международной экономикой. Поэтому призывал всех к уважению и изучению еще двух языков — русского и английского.

Регулярное напоминание о важности развития множества языков и культур, и уважении людей других национальностей имело две причины: межнациональные конфликты, происходящие по всему миру и религиозный экстремизм, зарождающийся в Центрально-Азиатском регионе.

Межэтнических конфликтов в то время действительно было много, к примеру — этнополитический конфликт в Северной Ирландии, который длился с 1960 до 1998 года, этнические чистки в бывшей Югославии, происходившие в период с 1991 по 1999 год, межклановый внутриэтнический конфликт в Таджикистане, длившийся с 1992 по 1997 год. Все они приводили к гражданским войнам.

И в то же время начал активно развиваться религиозный экстремизм, очагом которого и сам Нурсултан Назарбаев считал Афганистан. Он опасался массовой миграции беженцев оттуда, поскольку это угрожало не только региональной, но и казахстанской безопасности.

Чтобы избежать этих событий, в 2000 году, помимо проведения толерантной межнациональной политики, Казахстан увеличил финансирование армии, начал формировать военные округи, создавать погранотряды и усилил миграционный контроль. А также начал реализовывать госпрограмму по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Второй период: акцент на развитии языка и культуры

После увеличения военного потенциала и уровня поддержки населения, президент перешел в активную фазу нациестроительства, которая длилась с 2003 по 2010 годы. В 2003 году Назарбаев заявил о старте программы «Культурное наследние», которая должна была создать систему изучения культуры, традиций и обычаев всех народов Казахстана, воссоздать важные для национальной истории культурные и архитектурные памятники, обобщить национальную литературу и создать полноценный фонд гуманитарного образования на казахском языке.

С 2005 года появился твердый акцент на развитии государственного языка. Тогда президент впервые заявил, что казахский язык станет главным символом единения всех казахстанцев. А в 2008 году, на базе казахского языка, президент решил создать модель общеказахстанского патриотизма.

Тем не менее, ущемления других языков не происходило. Президент все также призывал граждан учить русский и английский языки, а в 2007 году оформил этот призыв в программу «Триединство языков», которая должна была создавать условия и инфраструктуру для изучения всех языков.

В течение этого периода президент заявлял о развитии религиозной политики и стремлении к межконфессиональному согласию. Единственное — предостерегал от участия в нетрадиционных религиозных объединениях, утверждая, что под ними маскируются экстремистские группы.

Примечательно, что повышенное внимание к языку и культуре происходило на фоне увеличения политического веса Казахстана в мире и в Центрально-Азиатском регионе. Нурсултан Назарбаев стремился сделать Казахстан всемирным центром межкультурного и межконфессионального диалога.

В эти годы президент говорил о том, что международная общественность считает Казахстан серьезным региональным игроком. Этот статус Казахстан пытался подтвердить созданием союза государств Центральной Азии, идею которого продвигал президент. Он считал, что у Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана общие экономические интересы, культурно-исторические корни, схожие языки, религия и странам нужно стремиться к экономической интеграции, общему рынку и валюте.

Кроме того, Казахстан пытался поддержать это реноме участием в Шанхайской организации сотрудничества, реформированием СНГ, ЕврАзЭс и первыми действиями по созданию Единого экономического пространства.

Третий период: Евразийская интеграция

С 2010 по 2014 годы в своих посланиях президент значительно усилил роль русского и английского языков в национальной политике. В своих посланиях он регулярно говорил о триединстве языков, изучение которых правительство будет делать более доступным и о новом казахстанском патриотизме. На протяжении последних четырех посланий президент призывал к проведению ответственной языковой политики, а знание русского языка назвал историческим преимуществом казахстанцев.

Новый патриотизм, в понимании Назарбаева, строился на равноправии всех этнических групп и общей ответственностью за родину. Он регулярно утверждал, что если кого-то пытаются ущемить по этническому признаку, особенно в трудовой сфере и политике, то это — ущемление всех казахстанцев. Особенно критиковал искусственное разделение нации на «нагыз казахов» и «шала казахов».

Тем не менее, с развития казахского языка акцент не сместился, а только усилился. Об этом говорит появление целевых индикаторов — к 2017 году не менее 80% казахстанцев должны овладеть госзяыком, а к 2020 — не менее 95%. А также — появление концепции «Мәңгілік Ел», в которой казахский язык выступает в роли духовного стержня, а задача казахстанцев — развивать его, активно используя во всех сферах.

Очевидно, что главной причиной смягчения национальной, языковой и культурной политики стали интеграционные процессы. С 2010 года — это создание и участие в Таможенном союзе, следующий интеграционный шаг — создание Единого экономического пространства в 2012 году и дальнейшее углубление этого пространства с созданием Евразийского экономического союза в 2015 году. Назарбаев не раз подчеркивал, что уважение к представителям стран-участниц интеграции значительно поможет деловым и экономическим связям казахстанцев.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики