Касымхан Каппаров, директор Национального бюро экономических исследований, специально для Vласти

В своем недавнем послании к народу Нурсултан Назарбаев поручил использовать резервные средства Нацфонда для поддержки экономики. В ближайшие три года (2015-2017) на целевые трансферты будет выделено 9 млрд. долларов. Еще 5,5 млрд. выделят до конца текущего года. Это уже не первое заимствование из накопленных средств. Попробуем разобраться, какими моральными рисками для экономики и правительства грозит эта практика.


Ежедневно каждый из нас решает – тратить или сберегать. Все понимают, сберегать нужно – на случай потери работы, тяжелой болезни, для того чтобы платить за образование детей и достойно существовать после выхода на пенсию. Часть доходов, которые мы решаем не тратить сегодня, а сберечь и приумножить, мы откладываем на депозит, инвестируем в недвижимость, реже - в ценные бумаги. Государство точно также вынуждено решать подобные задачи – тратить или сберегать, и если сберегать, то как?

В лучшие времена, когда экономика росла, и в бюджете было достаточно средств, государство приняло решение открыть депозит в иностранном банке, таким «депозитом» стал Национальный фонд. Было принято решение накапливать в нем «лишний» доход - в основном от продажи нефти. Согласно Концепции формирования и использования средств Национального Фонда, «основной целью фонда является увеличение сбережений для будущих поколений».

Средства Нацфонда используются для двух целей. Первая – это стабилизационная функция – ежегодно 9.2 миллиарда долларов США направляются в бюджет на покрытие текущих расходов. Эта сумма составляет одну четверть всех расходов государства.

Вторая цель – сберегать – средства из Национального фонда можно тратить до тех пор пока они будут не меньше 30% от ВВП.

Кроме этого, государство может выделить дополнительные средства из Национального фонда для решения «неокупаемых, но социально значимых крупных проектов»; в основном это экстренные задачи для поддержания экономики и социальной стабильности. Данные средства выделяются в виде целевого трансферта, определяемого решением Совета по управлению Национальным фондом под руководством президента.

11 ноября 2014 года президент Назарбаев поручил выделить из Национального фонда в виде целевых трансфертов один триллион тенге (5.5 миллиарда долларов США) в 2014 году и по 3 миллиарда долларов США ежегодно в 2015-2017 годах для обеспечения экономики кредитными ресурсами и выполнения Плана инфраструктурного развития. Учитывая сумму ежегодного гарантированного трансферта из Национального фонда в размере 9.2 миллиарда долларов США, общая сумма изъятий из Национального фонда в 2014-2017 годах составит более 51 миллиарда долларов США. Для сравнения за 12 лет с момента основания Национального фонда всего было выделено 82 миллиарда долларов США. Иными словами, сумма ежегодного изъятия средств из Национального фонда в 2014-2017 годах (12.7 миллиарда долларов США) почти в два раза превысит сумму ежегодного изъятия в 2001-2013 годах (6.8 миллиарда долларов США).

Логично задаться вопросом, насколько оправданно такое увеличение расходования накоплений Национального фонда и какие потенциальные риски может нести создавшаяся ситуация?

Во-первых, быстрые темпы использования средств Национального фонда ставят под риск выполнение задач по размерам активов Фонда, которая обозначена в Концепции формирования и использования средств Национального Фонда. Так вместо 180 миллиардов долларов США к 2020 году, активы Фонда, по нашим подсчетам, составят 143 миллиарда долларов США. И то – это возможно, если в 2018-2019 годах из фонда не будут изыматься средства в виде целевых трансфертов.

Во-вторых, средства Национального фонда направляются на решение проблем, которые были вызваны низкой эффективностью проводимой финансово-экономической политики. За историю функционирования Национального фонда было выделено два целевых трансферта. Первый - 10 миллиардов долларов США был выделен в 2009 году в связи со снижением роста экономики, вызванным внешними факторами (снижение цены на нефть и закрытие мировых рынков капитала).

Второй – те самые 5.5 миллиардов долларов США (1 триллион тенге) был выделен в 2014 году. Он был обусловлен резким ростом импорта, вызванным вхождением в Таможенный союз и низким объемом иностранных инвестиций из-за недостаточно благоприятного инвестиционного климата. Эти факторы, к слову, стали причиной февральской девальвации. Целевой трансфер был направлен для смягчения ее последствий - в первую очередь, для банковского сектора, треть заимствований которого деноминирована в долларах США.

Основной причиной для выделения второго целевого трансферта стало то, что государство потерпело неудачу в решении задач проблемных кредитов в 2010-2013 годах, когда для этого были благоприятные внешние и внутренние условия.

В-третьих, использование средств Национального фонда в долгосрочной перспективе снижает эффективность экономической политики правительства за счет появления «привычки» запускать руку в карман с «неприкосновенным запасом» для решения различных проблем. Есть риск того, что правительство в случае возникновения кризисной ситуации начнет предполагать, что всегда сможет использовать средства Национального фонда. В данном случае повышается вероятность возникновения так называемого морального риска (moral hazard) не только у государства, но и у банков, и у частных предприятий, которые вместо повышения своей эффективности будут надеяться на государственные субсидии. Население тоже будет считать себя вправе рассчитывать на помощь государства (за счет все того же Национального фонда) при решении частных проблем – будь то недобросовестные застройщики или турагентства.

Начать накапливать средства (для физического лица или государства) всегда легче, чем сохранить накопления. В сложившейся ситуации велико искушение потратить больше чем заработал – ведь разницу всегда можно перекрыть из накоплений.

При решении вопроса об использовании средств Национального фонда нужно учитывать тот факт, что создавался он в первую очередь для развития будущих поколений и несырьевой экономики. Средства фонда государство собиралось использовать в случае крайней необходимости, сохраняя их на «черный день».

Именно поэтому основной фокус экономической политики должен быть направлен не на достижение краткосрочных целей в виде 5-7-процентного экономического роста любой ценой, и тем более за счет государственной «заначки». Главным приоритетом должно стать сокращение ненефтяного дефицита бюджета (дефицита бюджета без учета доходов от нефтяного сектора), который в 2019 году согласно Концепции формирования и использования средств Национального Фонда должен составлять не более 3 % к ВВП.

Единственным возможным способом достижения этой цели является переход к экономической модели, которая будет ориентирована на внутренний спрос, повышение доли частного сектора в экономике, снижение вмешательства государства в предпринимательскую деятельность (в виде субсидий избранным предприятиям и чрезмерных проверок со стороны контролирующих органов) и приоритетное развитие человеческого потенциала. Иначе, велика опасность того, что вместо накоплений на достойную старость и оплату учебы для наших детей мы истратим все наши сбережения на решение сиюминутных проблем еще до того как состаримся.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики