Аварийность на казахстанских дорогах стала отдельной темой на очередном заседании правительства. Премьер-министр Серик Ахметов затребовал от каждого руководителя госоргана, так или иначе связанного с вопросами безопасности на дорогах, отчета – как будем бороться с дорожно-транспортными происшествиями.
Глава МВД Калмуханбет Касымов представил нерадостную статистику – более 80% ДТП совершается по вине самих водителей. Каждая четвертая авария совершается по причине превышение скорости, каждая девятое – из-за нарушений правил проезда перекрестков. Каждое десятое ДТП – это результат неправильного маневрирования, а каждое 11-ое - выезд на встречную полосу и наезд на пешеходов. И хотя удалось сократить смертность на дорогах (по сравнению с 2007 годом, смертность сократилась более чем на 50%), обстановка с аварийностью на дорогах остается еще тяжелой - только за август на дорогах погибло 377 человек.
«Безусловно, укрепление транспортной дисциплины - это зона ответственности полиции, которая явно не дорабатывает. Поэтому в последнее время мы внесли коррективы в профессиональную подготовку сотрудников, в организацию их работы, усилили ежедневный контроль за несением ими службы», - констатировал глава МВД.
Одной из весьма серьезных проблем является подготовка водителей в автошколах. Министр признался, что существующая система подготовки водителей не выдерживает критики. По его данным, ежегодно автошколы выпускают более 200 тысяч кандидатов (в водители), однако треть из них не могут сдать экзамены.
Чтобы изменить сложившуюся систему подготовки, МВД намеревается создать реестр учебных организаций, занимающихся подготовкой водителей. Если эту норму поддержат депутаты, рассматривающие сейчас проект закона «О дорожном движении», у МВД появятся соответствующие функции. В реестр полиция планирует включать только те организации, которые имеют квалифицированный персонал и необходимую материально-техническую базу.
Одновременно с реестром, предложено и ввести административную ответственность автошкол: за некачественную подготовку водителей учебному заведению придется заплатить от 50 до 150 месячных расчетных показателей. А в случае повторных нарушений деятельность таких учебных заведений будет приостанавливаться в судебном порядке.
Контроль за будущими водителями со своей стороны усилит и министерство здравоохранения. Министр здравоохранения Салидат Каирбекова сообщила, что сейчас в действующую нормативно-правовую базу вносятся изменения, «которые будут вести к тому, что проведение обязательного осмотра нарколога и химико-токсикологической лаборатории на предмет употребления наркотических средств и осмотр психиатра с проведением психологического тестирования при получении водительских удостоверений». Кроме того, минздрав усиливает контроль и за медицинскими учреждениями, имеющими право проводить медосмотр, обязательный для получения водительских прав.
Однако человеческий фактор – не единственная причина ДТП. Глава МВД констатировал: автомобилизация населения страны растет буквально с каждым днем, однако пропускная способность дорог, как и вместимость автостоянок «катастрофически недостаточны». «Они удовлетворяют нас максимум на 30%», - отметил он. Есть и масса проблем с техническим состоянием дорог республиканского значения, на которых в ДТП только в текущем году погибло 900 человек.
- Не лучше положение с улично-дорожной сетью в городах и других населенных пунктах. Здесь происходит подавляющее большинство ДТП (80%). Адекватных же мер местными исполнительными органами не принимается, - заметил Касымов. - Застройка, в городах ведется без учета требований безопасности дорожного движения. Понятно, чтобы решить проблему дорог, их качество и умное проектирование акиматам нужны немалые средства. Но не всегда нужно ждать, когда они поступят из республиканского бюджета. Очевидно, способы и средства для этого надо изыскивать и на местах.
Со своей стороны, МВД планирует внедрить в свою работу топографический анализ ДТП – «чтобы выставлять свои наряды не там, где проще выявлять нарушения ПДД, а там, где они приводят к авариям». А сотрудники полиции вскоре начнут пользоваться мобильными алкотестерами, что позволит «оперативно выявлять водителей, управляющих транспортом в состоянии алкогольного опьянения, не покидая место несения службы, и значительно снизит время, затраченное на проведение освидетельствования таких лиц».
За техническое состояние дорог ответ пришлось держать министру транспорта и коммуникаций Аскару Жумагалиеву. Он заверил, что «к 2020 году 89% автодорог республиканского значения будут в хорошем и удовлетворительном состоянии», подчеркнув при этом, что при переводе дорог на более высокую техническую категорию предусмотрены меры по обеспечению безопасности на дорогах и снижению ДТП. В частности, для повышения безопасности на дорогах планируется перевести практически все перегруженные участки автодорог под первую техническую категорию с разделительной полосой. Министр пояснил, что пример автодороги Астана-Щучинск показал, что количество ДТП уменьшилось в разы, тяжесть от такого рода ДТП уменьшилась в 17 раз.
Глава правительства со своей стороны обратил внимание на необходимость установки на дорогах видеофиксаторов и скоростемеров. «Оснащение, инфраструктура дорожная – это очень большой вопрос. Вообще, сегодня мы проектируем дороги. В них, в проектах надо предусматривать. В любом случае, это за счет бюджета строится. В любом случае, мы эти дороги будем оснащать за счет республиканского бюджета – то, что касается основных трасс», - сказал премьер, обращаясь к министру транспорта и коммуникаций. Аскар Жумагалиев заверил, что в проектах дорог, проезд по которым планируется сделать платным, это оснащение предусмотрено. «Мы же не все дороги будем платными делать, - возразил премьер, и жестко поручил, - Внесите предложения».