В среду на пленарном заседании мажилиса в ходе обсуждения в первом чтении поправок в законодательство по вопросам образования депутаты мажилиса заявили, что министерство образования провалило поручение президента по переходу на аккредитацию ВУЗов и организаций ТиПо. Как подчеркнул депутат Азат Перуашев, «проще поменять министра, чем каждый раз менять законы».
«По утвержденному плану с этого года необходимо было целиком отказаться от аттестации и перейти к аккредитации ВУЗов и учреждений ТиПО. Министерство образования с этим не справилось. Нам сейчас рассказывают: там не подтянулись, здесь не подтянулись. Но это их недоработка. И вместо того, чтобы подтянуть работу либо заявить о своей неспособности ее выполнить, они приходят к нам и предлагают поменять закон», - заявил Перуашев.
Депутат возмутился, что поручение президента не было выполнено.
«Мне кажется, проще поменять министра, чем менять законы каждый раз. У меня вопрос в этой связи к господину министру, из-за того что, вы сорвали практически выполнение поручения президента, сорвали план по переходу к аккредитации, к рыночным способам методикам оценки учреждений образования, почему вы не подаете в отставку, а почему вы требуете менять закон?» - поинтересовался он.
В свою очередь министр образования и науки Аслан Саринжипов парировал: дело не в министерстве, а в самих ВУЗах и аккредитационных компаниях, которые сами еще не готовы к переходу на самостоятельный контроль качества.
«Субъекты рынка должны быть готовы. Мы считаем, что те ВУЗы, которые на сегодняшний день существуют в Казахстане – 127 ВУЗов. Из них более трети – частные, которые работают как коммерческие организации, пока к этому не готовы, не извлекают прибыль», - заявил министр.
При этом он констатировал: ВУЗы дают знаний, которые не соответствуют стандартам.
«Они выдают дипломы, которые не гарантируют качество», - признал Саринжипов. – «Эти ВУЗы не готовы с тем, чтобы создавать и сами себя контролировать и проверять свое качество».
«Мы провели всесторонний анализ аккредитационных агентств, которые были созданы, - продолжил глава МОН. - На сегодняшний день, к сожалению, должны констатировать, что эти аккредитационные агентства не готовы выполнять функции по контролю за качеством в сфере высшего образования. То есть на сегодняшний момент мы взяли на себя ответственность и сказали: мы не готовы полностью все ответственность контроля качества в высшем образовании передать этим двум агентствам. Потому что они не готовы», - заключил он.
Что касается самого законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам образования», в нем законодательно закрепляется прохождение студентами обязательной производственной практики на предприятии, начиная со второго курса. Вносится обязательное бесплатное предоставление технического и профессионального образования, с присвоением выпускникам установленного и повышенного уровня рабочей квалификации. Закрепляется понятие «дуальное обучение».
«Это позволит установить ответственность работодателя и учебного заведения», - пояснил Саринжипов.
Кроме того, в целях реализации государственной программы развития образования на 2011-2020 годы будет внесена поправка, согласно которой государственная аттестация будет осуществляться только на уровнях дошкольного и школьного образования. В техническом и профессиональном, послесреднем, высшем и послевузовском образовании будет введена аккредитация. Переход к аккредитации обоснован тенденциями обеспечения независимой оценки качества образования.
Таким образом, предлагается исключить из компетенции уполномочено органа проведения государственной аттестации организаций образования технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования. Данная норма будет вводиться с 1 января 2017 года.
Депутаты одобрили законопроект концептуально в первом чтении.
Власть — это независимое медиа в Казахстане.
Поддержите журналистику, которой доверяют.