Сколько стоят выборы

Шолпан Айтенова, специально для Vласти

Совет Ассамблеи народа Казахстана в минувшую субботу предложил провести внеочередные выборы президента Казахстана. Уже в понедельник идею поддержали политические партии и депутаты – выборы стали вполне реальной перспективой. Эксперт по вопросам бюджетной политики Шолпан Айтенова изучает в какую сумму стране обойдутся эти выборы? 

Обзор республиканского бюджета за 2011-2015 годы в части расходов Центральной избирательной комиссии на проведение выборов:

Год

Расходы республиканского бюджета на выборы, тенге

Выборы
2011

256,000,000

4,300,000,000

Очередные выборы в сенат

Внеочередные выборы президента

2012 5,200,000,000

Внеочередные выборы в мажилис

Очередные выборы депутатов маслихатов

2013 334,000,000 Выборы сельских акимов
2014 369,000,000 Очередные выборы в сенат
2015 325,000,000 Выборы депутатов маслихатов вместо выбывших

Источник: сайт министерства финансов Республики Казахстан

Необходимо отметить, что это расходы на проведение выборов, они не включают расходы на содержание Центральной избирательной комиссии, которая отвечает за координацию и организацию процесса выборов. Как свидетельствуют цифры, выборы мажилиса парламента обошлись бюджету в 5,2 млрд тенге, внеочередные выборы президента - в 4,3 млрд тенге. Средства на проведение президентских выборов 2011 года были выделены из резерва правительства.

Расходы на выборы в 2015 году запланированы в сумме 325 млн тенге, эти средства планировалось выделить на проведение выборов депутатов сената парламента и маслихатов на место выбывших. Значит, на внеочередные выборы президента, если таковые будут назначены потребуется изыскать порядка 5 млрд тенге бюджетных средств.

Практика выборных процессов в странах показывает, что чем значительнее экономический кризис, тем существеннее бюджеты предвыборных кампаний. Как отмечается в аналитической записке Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), посвященной финансированию выборов, во всем мире наблюдается значительный рост финансирования выборов. Например, президент США Обама привлек к своей предвыборной кампании более 700 млн. долларов США в обеих предвыборных гонках 2008 и 2012 годах, которые были признаны самыми дорогими за всю историю выборов США. Во Франции в президентской предвыборной кампании оба кандидата Саркози и Олланд потратили по 21 млн евро.

Снижение рисков влияния значительного финансирования выборов на избирателей, когда каждый избирательный округ можно утопить в пропаганде наиболее финансово обеспеченных кандидатов является залогом обеспечения равного доступа к избирательному процессу и легитимного выбора на основе осознанного выбора граждан.

Главную роль по ограничению влияния денег на выборный процесс отводят государству, которое осуществляет правовое регулирование порядка финансирования избирательного процесса в целях обеспечения прозрачных, справедливых и честных выборов.

В текущем году Казахстан подписал меморандум с ОЭСР о реализации странового сотрудничестве на 2015-2016 годы, основной задачей которого является изучение возможностей внедрения передовых практик стран ОЭСР.

В странах ОЭСР применяются различные модели политического финансирования выборов от модели исключительно государственного финансирования выборов и выборов только за счет ее участников, до смешанной государственно-частной модели. Независимо от того, какая модель принята странами, есть некоторые общие тенденции по обеспечению прозрачности финансирования выборов.

Сравнительный анализ правовых норм, регулирующих финансирование выборов в странах ОЭСР и Казахстане

Страны ОЭСР Казахстан

Регулирование частного финансирования.

Некоторые типы частных вкладов запрещены в большинстве стран ОЭСР, включая пожертвования от:

— иностранных государств или компаний

— органов государственной власти, включая государственные компании

— анонимных лиц.

Финансирование выборов в Республике со стороны международных организаций и международных общественных объединений, зарубежных государственных органов, иностранных юридических лиц и граждан, а также лиц без гражданства, какое бы то ни было прямое или косвенное их участие в финансировании выборов в Республике запрещаются(ст 33, п 3 Закон о Выборах в РК)
Государственное финансирование избирательных кампаний для обеспечения равного доступа к избирательному процессу. Выборы Президента, депутатов Парламента, за исключением депутатов Мажилиса Парламента, избираемых на основе партийных списков, маслихатов, членов иных органов местного самоуправления финансируются из средств республиканского бюджета через счета местных исполнительных органов, открываемые для этих целей (ст 33, п 1 Закон о Выборах в РК)

Установка лимита расходов для того, чтобы уменьшить общую стоимость выборов и снижения рисков чрезмерного влияние и зависимости кандидатов или партий от крупных вкладчиков избирательных кампаний.

Предельный размер денежных средств, которые могут быть направлены в избирательные фонды из названных источников, устанавливаются в Особенной закона о Выборах в РК. (ст 34, п 5 Закон о Выборах в РК)

Размеры лимита установлены в зависимости какие выборы объявлены.
Раскрытие информации о объемах финансирование избирательных кампаний партий и кандидатов путем предоставления свроевременных, всеобъемлющих данных в понятной и доступной форме. Раскрытие информации касается полученных взносов, а также расходов избирательных кампаний.

статья 34: Информация об общей сумме денег, поступивших в фонд, и его источниках, в течение десяти дней после опубликования итогов выборов публикуется в средствах массовой информации. . (ст 34, п 4 Закон о Выборах в РК)

Соответствующие избирательные комиссии осуществляют контроль за порядком формирования и расходования средств избирательных фондов.

Из сравнительного анализа можно заметить достаточно высокий уровень соответствия казахстанского правового регулирования финансирования выборов практикам стран ОЭСР.

В тоже время необходимо отметить недостаточную практическую деятельность в вопросах обеспечения прозрачности информации о финансировании выборов. Казахстанское законодательство требует публикации информации об избирательном фонде кандидата в средствах массовой информации после публикации итогов выборов без детализации. Обычно, эта информация публикуется в республиканской газете Казахстанская правда (таблицы ниже). Расходы на избирательную кампанию не публикуются.

Раскрытие информации финансирования избирательного процесса в сочетании с соответствующими полномочиями органов были признаны международным стандартом надлежащего управления (good governance) в качестве ключевого инструмента обеспечения эффективных, прозрачных и честных политических выборов.

Например, на сайте федеральной избирательной комиссии США аккумулирована подробная информация о финансировании всех предвыборных кампаний. На сайте можно обнаружить объемы финансирования каждого кандидата вплоть до вклада наличными отдельного физического лица. На сайте избирательной комиссии Великобритании также есть подробная еженедельно обновляемая информация по донорам избирательных кампаний.

Информация об общей сумме денег, поступивших в избирательные фонды кандидатов в Президенты Республики Казахстан, и их источниках при выборах президента Республики Казахстан 4 декабря 2005 года.

Источник: Казахстанская правда, 14 декабря 2005

Информация об общей сумме денег, поступивших в избирательные фонды кандидатов в Президенты Республики Казахстан, и их источниках при выборах президента Республики Казахстан 3 апреля 2011 год.

Источник: Казахстанская правда, 13 апреля 2011 года.

Казахстан ратифицировал в 2008 году Конвенцию ООН против коррупции, статья 7 которой рекомендует странам участникам законодательно «усилить прозрачность в финансировании кандидатур на избираемые публичные должности и, где это применимо, финансировании политических партий».

В целях обеспечения граждан доступной и понятной информации о бюджете в 2011 году министерство финансов Республики Казахстан утвердило методику гражданского бюджета, согласно которой центральные и местные органы должны регулярно публиковать информацию бюджете на соответствующий год на сайте госоргана. ЦИК опубликовал гражданский бюджет только за первое полугодие 2011 года и на данный момент это вся представленная информация о финансировании выборов из бюджета. Наличие правовых основ для прозрачности не является подтверждением ее наличия на практике.

Практическим решением обеспечения прозрачности информации о финансировании выборов может стать сбор и публикация всей информации о государственном и негосударственном финансировании выборов на сайте Центральной избирательной комисии. Интернет портал с финансовой информацией о выборах может обеспечить доступ к информации о всех избирателей, стать инструментом веб анализа данных, и значительно сократить издержки по публикации данной информации в печатной прессе, как того требует законодательство о выборах.

Свежее из этой рубрики