Антон Морозов, политолог, специально для Vласти

С небольшим интервалом Казахстан и Россия озаботились вопросами национальной истории. Выступая недавно на заседании Евразийского интеграционного клуба, председатель совета федерации России Валентина Матвиенко предложила подготовить совместный учебник по истории СНГ. Напомним, что ранее, в феврале текущего года президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям высказал идею о необходимости создания единого учебника по истории России.

Что касается отечественных реалий, то летом, государственный секретарь Марат Тажин на заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана обозначил современные проблемы исторической науки и дал понять, что государство не намерено пускать процесс исторических изысканий на самотек. Чем вызвано такое внимание к вопросам истории? Попробуем разобраться.

История Казахстана: наука или поле для экспериментов?

Впервые тревогу о состоянии отечественной исторической науки забил ученый - номадист с мировым именем, профессор, Нурболат Масанов в книге «Научное знание и мифотворчество в современной историографии». На почти 300 страницах группа ученых-историков на большом фактическом материале провели анализ новейших тенденций в сфере мифологизации истории Казахстана.

По сути, эта книга стала реакцией на расцвет жанра так называемой «альтернативной истории», которая породила множество анекдотичных, а иногда и откровенно бредовых трактовок исторических событий. Целью научного исследования стало развенчание псевдонаучных изысканий. При этом ученые предложили пути преодоления данной ситуации.

К счастью, сейчас власть обратила внимание на состояние исторической науки. И это, хоть и несколько, на наш взгляд, запоздалое, но необходимое действие. Ведь, по большому счету речь идет об определении контуров будущего страны, ее главных ценностей и ориентиров.

Но формирование очертаний будущего должно опираться на прошлое. Именно поэтому разрабатывается программа исторических исследований «Народ в потоке истории» которая, по замыслу, должна показать развитие Казахстана в контексте развития человеческой цивилизации в целом.

Еще одна немаловажная вещь – история тюркско-славянского взаимодействия. На сегодняшний момент это весьма актуальная тема, поскольку национал-патриотические силы активно внедряют в сознание своих сторонников идеологемы, которые, по сути, являются т.н. «языком вражды». Межу тем, как отметил М. Тажин, «это прежде всего история многогранного взаимодействия – торгового, политического, военного, культурного».

В числе основных направлений, помимо прочего, было дано поручение подготовить качественные учебники по истории. Предполагается, что в учебный процесс будет внедрено два базовых учебника по истории Казахстана: национальной истории с древнейших времен и до настоящего времени; а также новейшей истории независимого Казахстана с прилагаемой хрестоматией, включающей фактические материалы. Также планируется выпуск электронных учебников, аудио и видеоматериалов. Однако, ход выполнения этого поручения вызвал у экспертов вопросы. В частности, их разработкой занимается институт истории государства. Однако этот институт, был создан 5 лет назад для изучения исключительно новейшей истории Казахстана. Каким образом сотрудники института будут разрабатывать учебник истории Казахстана с древнейших времен остается, для специалистов, загадкой. И это при том, что в Казахстане действуют несколько признанных научных центров: Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова, Институт археологии им. А. Маргулана, Институт востоковедения им. Р. Сулейменова.

Но, в целом, позитивный импульс для исторических изысканий это заседание дало. Так, организованы научные командировки казахстанских ученых в фонды десяти стран: Иран, Индия, Китай, Египет, Турция, Монголия, Великобритания, Германия, Узбекистан, Россия.

История России: согласие или размежевание?

Сходные проблемы существуют и в России. Пожалуй, ситуация у нашего северного соседа еще более сложная, в силу федеративного устройства страны.

В результате, скажем, в Татарстане одно представление о татаро-монгольском иге и о присоединении Казани и Астрахани к Москве, а в Москве другое. У народов Северного Кавказа одна оценка войны между Шамилем и царским правительством, а у русских иная. Естественно, что это не добавляет взаимных симпатий и согласия жителям разных регионов.

Именно поэтому президент В. Путин поручил Российскому историческому обществу во главе с председателем Государственной думы С. Нарышкиным создать единый, «каноничный» учебник истории России.

По различным оценкам учебник будет готов концу текущего, началу 2015 г. В учебник войдут такие эпизод новейшей истории России как годы правления Б. Ельцина, чеченские войны, вооруженный конфликт с Грузией. Также решено отказаться от термина «монголо-татарское иго», которое в целях «не разжигания» названо нейтрально – «ордынское иго».

Данная инициатива вызвала предсказуемое «бурление мнений» в российском обществе. Так, к примеру, сторонники идеи объясняют необходимость создания единого учебника отсутствием ясного контекста и чётко изложенной позиции по ряду ключевых вопросов истории государства. Множество существующих учебников истории, а в России только рекомендованных Министерством образования и науки свыше 80, вносят сумятицу и неопределенность в процесс обучения.

Для исправления ситуации было предложено создать единый учебник, построенный по модели Википедии. Проект получил рабочее название «Пишем историю вместе». Создать новое учебное пособие планируется в рамках трех этапов: от формирования макета, включающего основной контент, затем его обсуждения специалистами-историками и, далее всеобщее обсуждение через интернет. При этом на втором этапе специалистами могут вносится правки, что, собственно и подразумевает модель Википедии. После апробации материала в интернет-пространстве, учебник будет издан в традиционной печатной форме.

История и идеология: кто был первым

Общепризнано, что функциями исторической науки являются: сохранение исторической память, или, говоря иными словами того самого социокультурного кода, научно-познавательная функция, воспитательная функция, идейно-политическая функция.

Не случайно, во времена СССР набор студентов и преподавателей на исторические факультеты велся очень пристрастно. Ведь в будущем выпускники этих факультетов отвечали за идеологическую работу на местах.

Можно также вспомнить, что развал СССР сопровождался низложением в общественном сознании людей-символов страны: от политических лидеров до героев-пионеров. То, что мы видим сейчас, например, попытки переписать самые символичные вехи истории, например победу во второй мировой войне – продолжение работы направленной на окончательное размежевание между бывшими союзными республиками.

Надо помнить, что вопросы истории, идеологии и, в конечно счете национальной безопасности очень тесно взаимосвязаны. И если государство не будет ими заниматься, то за это возьмется кто-нибудь другой.

Свежее из этой рубрики