Стоп! Не снято!

Карим Кадырбаев, специально для Vласти

Карим Кадырбаев в своей новой колонке вспоминает о фильмах, которые наши кинематографисты хотели снять, но не смогли.

Создание полнометражного кино, равно как и любого другого, всегда сопряжено с рядом сложностей и поэтому отмена объявленных проектов – явление в мировом кинематографе пусть и не частое, но и не вызывающее особого удивления у публики. В Голливуде, например, вот уже около десяти лет бьются над тем, чтобы снять франшизу на основе «Темной башни» Стивена Кинга и нынешней весной проект был в очередной раз воскрешен. Правда, теперь он превратился в телесериал.

Казахстанский кинематограф не стал исключением и на десять запущенных проектов – один обязательно окажется отмененным. Не так давно создатели фильма «Феникс» в лице режиссера Талгада Жаныбекова и актера Тунгышбая Жаманкулова открыто пожаловались в прессе, что нынешний министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы саботирует дальнейшие съемки проекта, не выделяя на него финансирования. Напомню, что сумма государственных дотаций для «Феникса» должна была составить символическую (для сегодняшних реалий) сумму 550 миллионов тенге, из них авторы «Феникса» получили всего 100 миллионов и успели их потратить в подготовительный период и на съемках нескольких сцен.

Синопсис фильма говорит о больших амбициях создателей: Людей ждут разрушительные землетрясения, сдвиги тектонических плит, 120-градусная жара и 180-градусный холод. Научные светила, Ахметов и Скворцов, уехав когда-то из стран бывшего Советского Союза, возвращаются, чтобы на родной земле дать отпор глобальной опасности.

Фактически, Жаныбеков и Жаманкулов запланировали своеобразный ответ «Гравитации» Альфонсо Куарона и «Космическим ковбоям» Клинта Иствуда. Однако, судя по всему, очередная часть «Пути лидера» и сериал «Казак елi» стали пределом возможности государства в поддержке кинематографа в 2015 году.

Примечательно, что проект «Феникс» должен был создаваться совместно с американской киностудией Aldamisa Entertainment, которая также выделяла на съемки 550 миллионов и должна была привлечь голливудских актеров.

Но, видимо, не судьба звездам Голливуда поработать с нашими постановщиками ни на этом проекте, ни на двух других.

Речь идет о картинах «Арабские ночи» и «Джинн», которые (как выяснилось в последствии – не один и тот же, а два разных проекта). В 2011 году киностудия «Казахфильм» шумно объявила о том, что станет со-продюсером фэнтези по мотивам «1000 и 1 ночи» под рабочим названием «Арабские ночи». Для прессы даже провели показательный кастинг, где режиссер «Маски» и «Царя скорпионов» Чак Рассел работал с казахстанскими актерами и выбирал, кто же удостоится чести блистать рядом с Энтони Хопкинсом и Лиамом Хемсвортом в одном кадре. Также было обещано, что часть съемок пройдет в Алматинской области.

Прошло три года, проект не двигался с мертвой точки. Чак Рассел снова приезжает в Алматы на кинофестиваль «Евразия» и объявляет о том, что теперь будет снимать комедию «Джинн» и даже демонстрирует прессе несколько концепт-артов будущего проекта. На голубом глазу Рассел объявляет, что к идее «Джинна» его подтолкнула выставка EXPO-2017 в Астане и заявляет, что действие нового фильма будет в основном разворачиваться в США, но часть съемок пройдет в столице Казахстана.

На резонный вопрос, кто будет партнером «Казахфильма» на съемках «Джинна», Рассел так и не смог ответить.

Спустя 10 месяцев о проекте «Джинн» ничего не слышно, равно как и об «Арабских ночах», но официально проекты никто так и не отменил.

Впрочем, Чак Рассел – не единственный иностранец, который обещал снять нечто крутое в Казахстане и исчез. В том же 2011 году Егор Кончаловский, снявший на «Казахфильме» военный боевик «Возвращение в А» и закончивший работу над фильмом «Сердце мое – Астана» пообещал снять альманах «Алматы, I love you».

Для этого был объявлен конкурс сценариев для короткометражных фильмов, посвященных бывшей столице Казахстана. Любой желающий мог принять в нем участие и стать соавтором будущей картины. И видимо, из всех заявок господин Кончаловский так и не смог отобрать необходимую десятку. И глядя на фильмы «Москва, я люблю тебя» и «Сердце мое – Астана» невольно возникает мысль: может оно и к лучшему.

А вот создатели шоу «Главная роль» выполнили свои обещания ровно наполовину. То есть, автор проекта Фархат Шарипов пообещал снять победителей в своем независимом проекте «Инопланетяне ни при чем» и он таки снял Джасура Тураева и Нурбека Каменова в этом фильме. А вот партнеры шоу в лице все того же «Казахфильма» так и не запустили музыкальный проект «Козы Корпеш и Баян Сулу», в котором должны были сняться два других победителя.

Проблемы с запуском существуют не только у зрительского кино. С авторскими проектами частные инвесторы связываться не хотят и до недавнего времени единственным прибежищем режиссеров интеллектуального кино был «Казахфильм», но судя по всему, и эта кормушка закрылась.

Так, например, в 2013 году в рамках фестиваля «Евразия» прошел второй «Казахстанский рынок кинопроектов», в котором победили Адильхан Ержанов со сценарием к социальной драме «Алиюшка» и Серик Абишев с проектом «Адемока».

Сценарий Ержанова, который он сам характеризует как антиутопию, рассказывал об одиннадцатилетней беспризорнице Алие, которая живет на одном из заброшенных заводов на севере Казахстана вместе с другими детьми-беспризорниками. Прочитав огромное количество книг, в числе которых были труды Толстого и Аристотеля, Алия с группой единомышленников создает собственный политический строй внутри общины, который оказывается намного эффективнее, чем строй, в котором живут взрослые.

«Адемока» же повествовала о мужчине, который вынужден вместе с маленькой девочкой искать ее мать-цыганку, которая кинула его на деньги, оставив дочь в качестве залога.

Ни тот, ни другой проект запуска так и не получили, а Ержанову и Абишеву не вручили никаких документов, подтверждающих их статус победителя питчинга. Напомним, что по итогам первого питчинга победителем стал Эмир Байгазин, воплотивший свой проект «Уроки гармонии» в жизнь и ставший победителем десятка различных кинофестивалей, включая Берлинале.

Это далеко не все проекты, которые по тем или иным причинам так и не смогли стать полноценными фильмами. Однако, эти примеры в очередной раз ставят ребром наболевшие в отечественном кинематографе вопросы: нужно ли привлекать в Казахстан иностранных специалистов и создавать ко-продукцию, если государство не в силах выполнить свои обязательства перед партнерами и насколько сегодня «Казахфильм» состоятелен как кинопроизводственная компания?

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые