Танго-спектакль «Любовница» идет на алматинских подмостках
уже третий месяц (премьера состоялась в сентябре) — и с неувядающим успехом. В декабре постановка перебирается в столицу. Мади Мамбетов посмотрел постановку в минувшее воскресенье и жаждет поделиться
впечатлениями.
Маленький частный театр «Оркен» находится между парком им. 28 героев-панфиловцев и Центральным парком культуры и отдыха. В его зале чуть больше сотни мест, и расстояние между первым рядом и сценой составляет всего метр-полтора. Сцена видна как на ладони, и на ней разворачивается действие «Любовницы».
На сцене – киноактриса Айсулу Азимбаева, известная по фильмам «Препод» и «Джокер», и семь-восемь танцоров. Условные декорации – платяной шкаф, столик с парой стульев, в какой-то момент выкатывают аскетичную кровать. Все остальное делают свет, цвет, звуки музыки и тела танцоров. Айсулу одета в черное боди, одновременно сурово-целомудренное и порочное, на которое из фикции сценического гардероба набрасываются разные куски ткани – и вот она то в элегантном платье, то в легкомысленной юбке, то в монашеской рясе. Из света, цвета, звуков и танца складывается завораживающая история звезды аргентинского танго Ады Фалькон, которая была если не известнее, то, как минимум, талантливее легендарной Эвы Перон. Судьбы Эвиты и Ады протекали в одно и то же время – схожие, но невероятно разные.
Ада родилась в 1905 году, к 1935 году она стала невероятной знаменитостью: актриса кино и театра, звезда радио, танцовщица танго, певица – и любовница самого влиятельного музыканта эпохи, сказочно богатого Франсиско Канаро, который был на 17 лет ее старше. Связь Фалькон и Канаро продлилась больше десяти лет, но он так и не развелся со своей женой. После скандала, связанного с раскрытием адюльтера, Ада пару лет вела совершенно сумасбродный образ жизни, подорвав свой кредит суперзвезды, а затем, в возрасте 37 лет, удалилась от мира.
Эта история совершенно заворожила Разию Хасанову, владелицу успешного бизнеса, связанного с организацией праздничных мероприятий (от частных вечеринок до концертов на городских площадях), когда она с партнерами открывала танцевальную студию. Хасанова сейчас больше известна как популярный блогер и автор социального мультимедийного проекта «Обычная семья», и уже немногие знают о ее солидном бэкграунде в печатной журналистике и на ТВ. Но, даже памятуя о том, что она – сильный режиссер телевидения, - трансформация Разии в театрального режиссера, сценариста и продюсера впечатляет: в первую очередь тем, что это крайне удачная трансформация. Ей удалось создать постановку крепкую, динамичную, ни разу не провисающую и бесконечно зрелищную. А еще ей удалось собрать мощную команду. И ей удалось показать нам такую Айсулу Азимбаеву, о существовании которой мы даже не догадывались.
К казахстанским киноактрисам традиционно выдвигается мало требований – и еще меньше ожиданий от них.
Девушка в кадре должна быть типажной, должна брать фактурой: ярко блестят глаза, красиво лежит макияж, да еще и убедительно всплакнуть или поистерить в кадре способна? Годна, берем! Причем, типажи эти довольно однообразны, и неподготовленный зритель вряд ли отличит условную Аружан от условной Карлыгаш, или Асель, или той же Айсулу. Азимбаевой, которую выгодно выделяет из общей массы любовь к театральной сцене, очень повезло с «Любовницей» — как и спектаклю с главной актрисой. Переход от юной амбициозной девчонки, Фалькон в юности, до закаленной огнем-водой-медными трубами 35-летней Ады Айсулу совершает шутя, легко, не сбиваясь с дыхания. Учитывая, что «Любовница» - это не только танго, но, по сути, один длинный монолог, разбавляемый только редкими междометиями, которые вбрасывают в текст героини танцоры, задача сложная: говорить, говорить без взаимодействия с другими актерами; танцевать, танцевать уже в полном взаимодействии с танцорами; плюс играть – всем, телом, лицом, дыханием. У Айсулу есть два момента, когда зал замирает, затаив дыхание: в сцене, где Ада вспоминает своего отца, Азимбаева показывает мастер-класс актерской игры, используя почти только один свой голос. И второй – немой танец во время надлома Ады, когда она совершает душераздирающий переход от избалованной звезды до вот-вот монахини. Это стоит увидеть всем, даже тем, кто не считает себя театралами, поклонниками танца или знатоками казахстанского кино.
Отдельно следует отметить танцоров, составляющих задний фон, на котором блистает Айсулу: это - актеры. Хореографическая составляющая спектакля для взыскательного взгляда может показаться небезупречной, но это тот случай, когда станцовано все изысканно, точно, сильно и с душой. Даже не так, больше подходит англоязычное with attitude (с ОТНОШЕНИЕМ). Каждый из пары девушек и полудюжины парней, танцующих с Айсулу на сцене, не просто оттанцовывает – отыгрывает тончайшие нюансы постановки. Без этого созвездия за спиной, вокруг, перед и иногда над Азимбаевой спектакль просто не собрался бы в единое целое. Заслуга здесь принадлежит хореографу-постановщику, руководителю шоу-балета Blockbuster Константину Дихнову.
Спектакль очень сильно заряжен смыслом. Тот монолог, который написала Хасанова, полон как метких наблюдений за человеческой натурой, так и весьма очевидных обобщений, и мог бы прозвучать чересчур пафосно, не вдохни Азимбаева в эти слова какую-то особо свежую энергию – когда хлесткие, но временами тяжеловесные фразы произносятся с этим блеском в глазах, они звучат откровением. Но даже несмотря на философичность текста, главное, конечно, другое.
Мы приходим в театр (кино, оперу, любой вид сценического или визуального искусства) за развлечением. Мы хотим отвлечься от суровости наших будней, от забот, заполняющих наши мысли. Нам – чисто рассудочно, конечно, хочется духовно обогатиться и возвыситься над пеной дней, - но если эта цель достигается занудным вдалбливанием высоколобых мыслей или сложных образов, мы в итоге выйдем из зрительного зала в некотором раздражении. «Любовница» без промаха бьет в обе цели: это и пища для ума, и блестящее, радующее глаз и ухо развлечение. Отличные танцы, прекрасная музыка, великолепная актерская игра, юмористические наблюдения за миром, заставляющие аудиторию смеяться – эта комбинация заставляет весь спектакль сидеть с широкой улыбкой на лице. И с улыбкой же выходить из зала.
И за это стоит благодарить трех сильных, красивых и талантливых женщин – покойную танцовщицу и певицу Аду Фалькон, режиссера и мыслителя Разию Хасанову и Актрису с большой буквы Айсулу Азимбаеву.
Показы «Любовницы» в Алматы будут проходить до конца ноября, в декабре постановка перебирается в Астану. Будут ли дальнейшие показы в Алматы – покажет зрительский интерес. Билеты на ближайшие показы продаются в кафе «Аврора».