Распад Монгольской империи: «Беловежские соглашения 1269 года»

Жаксылык Сабитов, историк, специально для Vласти

К сожалению, в истории Казахстана очень мало публикаций, посвященных популярным изложениям каких-либо исторических событий. Это связано как с дефицитом специалистов, которые могут писать доступным языком для простых читателей (язык исторической науки сух и малоинтересен большинству населения), так и с дефицитом профессиональных историков, реконструирующих картину прошлых событий на основе источников и фактов. Ниже я постараюсь дать облегченный пересказ событий 1260-х годов в Монгольской империи.

Одним из самых интересных и ключевых событий XIII века для истории Евразии в целом являлся распад Монгольской империи (1206-1269), окончательно оформившийся 746 лет назад в долине реки Талас на территории современных Казахстана и Кыргызстана. Для многих людей тогда распад Монгольской империи стал «Величайшей геополитической катастрофой столетия». Для политических элит новых образовавшихся государств этот распад стал «праздником независимости» от центральной власти в Каракоруме.

Конечно же, в эпоху расцвета Монгольской империи в 1250-х годах, происходил параллельный расцвет торговли, вызванный политической стабильностью на территории империи от Тихого океана на востоке до Венгрии на западе и от Сибири на севере до Индии и Ирана на юге. Этот период вполне можно назвать «Золотым веком Монгольской империи».

К этому времени Монгольская империя состояла из улуса Толуя (столичная область верховного хана, включающая Монголию и часть Китая), улуса Чагатая (Средняя Азия), улуса Хулагу (Иран, Ирак, Азербайджан и др.), улуса Джучи (Казахстан, степные районы России, Украины и др.) и нескольких вассальных государств. Ранее существовавший улус Угедея фактически вошел в состав улуса Тулуя.

Перепроизводство политической элиты в Монгольской империи к концу 1250-х годов достигло точки бифуркации.

Дальнейшее сохранение Монгольской империи как единого целого, возможно было только при кардинальном снижении количества людей, претендующих на ханский престол.

Этого не случилось. Триггером, запустившим процесс дезинтеграции Монгольской империи, стала смерть хана Мунке в 1259 году. В течение следующих двух лет, два его брата (Аригбуга и Хубилай) провозгласили себя ханами и развязали гражданскую войну. Региональные элиты были слабы. В улусе Чагатая правила женщина от имени своего малолетнего сына. В Иране правил Хулагу, который официально не был утвержден как правитель. В Улусе Джучи (Золотой Орде) такой же ребенок «правил» до 1259 года и умер примерно в то же время что и верховный хан. Анархия в Монгольской империи набирала обороты. В Золотой орде вакуум верховной власти также сопровождался отсутствием легального регионального правителя, после 1259 года.

Здесь можно более подробно остановиться на личности Берке. Берке к началу 1260-х годов обладал как авторитетом старшего (ака), так и большим опытом политической деятельности (принимал участие во многих общемонгольских курултаях и политических событиях в 1240-1250-х годов). Происхождение Берке и его брата Беркечара было интересным. По отцовской линии они были детьми Джучи и внуками Чингизхана. Их мать была дочерью Хорезмшаха, а бабушка дочерью кыпчакского хана. Казненный монголами в 1219-м году Иналчук Каир-хан (правитель Отрара) приходился ему двоюродным дедушкой. Таким образом, в Берке и Беркечаре текла кровь как старых правителей Дашт-и Кыпчака (Хорезмшахи и кыпчакские ханы), так и новых лидеров Великой Степи (Чингизиды).

В этих условиях региональная элита Золотой орды попыталась провести съезд, на котором был бы избран легитимный правитель Золотой орды, который был нужен ради политической стабильности. В итоге съезд закончился консенсусом: Берке в силу малолетства становится регентом при своем внучатом племяннике Менгу-Тимуре (внук Бату).

Недовольные представители элиты решились на государственную измену и начали призывать Хулагу (кузен Берке), правившего в Иране, прийти и захватить власть в Золотой орде.

На Руси подымается восстание против власти Берке. Узнав о казни своих сторонников в Золотой Орде и «бездействии» союзников из других улусов, Хулагу останавливает продвижение. В битве при Тереке он терпит поражение и бежит.

Еще с 1260-ого года Египет пытался установить союз с Золотой ордой. Осознав свое «геополитическое одиночество», Берке заключает союз с Египтом в 1263 году против Хулагу. В 1264 году Берке начинает печатать монеты с именем халифа Багдада, тем самым показывая свою независимость от Хубилая.

В 1263-64 годах пропал дух имперского единства и улус Джучи фактически обрел независимость от Монгольской империи в 1263-1264 годах благодаря усилиям Берке, который подготовил почву для формального распада Монгольской империи в 1269 году на Таласском курултае.

В 1262-1269 годах шла вооруженная борьба Золотой орды (Улуса Джучи) за независимость. В начале этого периода борьба шла против консолидированных сил правителей других улусов (Ирана, Средней Азии и Китая). Дипломатическая активность и появления еще одного союзника (Хайду, потомок Чингиз-хана, который в 1260-х годах восстановил улус Угедея) привели к тому, что правители Золотой орды смогли сохранить статус-кво и удержать власть на своей территории в своих руках.

В 1266 году Берке умер и подросший Менгу-Тимур стал правителем Золотой орды, но при этом он, как его дед и дядя, не принимал ханского титула, то есть формально Золотая орда еще не была независимым государством.

В 1269 году союзник Золотой орды Хайду потерпел поражение от Барака, правителя улуса Чагатая. Менгу-Тимур, разозлившись, послал в помощь Хайду своего дядю Беркечера с 50 000 всадников. Они разбили Барака. После этого Хайду, Кипчак (кузен Хайду) и Беркечер начали совещаться и вместо того, чтобы добить армию Барака они послали к нему переговорщика Кипчака, который в молодости дружил с Бараком.

Согласно первоисточникам участники этого политического процесса высказывали следующие слова (ниже речь персонажей взята в кавычки):

Хайду сказал: «Когда он получит известие в таком смысле, то произведет разрушение раньше и больше. Будет более подходяще, ежели мы отправим гонца, станем его увещевать и будем просить мира».

Кипчак сказал: «Между нами была крепкая дружба. Если будет дозволено, я отправлюсь и соблазню его льстивыми и сладкими речами».

Получив мирное предложение, Барак «призадумался на час и сказал эмирам»: «Неведомо, что за война таится за этим миром», – а гонцу сказал: «Справься за меня о здоровье Кипчака, да скажи, чтобы как можно скорее приезжал. Светом его присутствия мы просветим узревшие обиду очи».

Когда Кипчак прибыл, Барак сошел с престола и встретил его с почетом и уважением. Они обняли друг друга, и Барак, взявши за руку Кипчака, провел его на престол и обменялся с ним чашами. Барак милостиво расспросил его о здоровье и сказал: «Что может быть приятней встречи с друзьями, родными, единомышленниками и дорогими людьми?»

Кипчак говорил о примирении, единении и родстве.

Барак промолвил: «Ты говоришь прекрасно. Мне тоже иногда приходила на ум необходимость уважения к этим понятиям. Я стыжусь своего положения, потому что мы все двоюродные братья друг другу. Славные отцы наши завоевали мир мечом и завещали нам. Почему мы теперь в согласии друг с другом не пользуемся благами мира, почему между нами должен быть этот раздор и усобица? Прочие царевичи из наших родичей владеют великими городами и цветущими пастбищами, кроме меня, который имеет вот этот малый улус. Хайду и Менгу-Тимур восстали на меня из-за этого владения и гонят меня, печального и смущенного, по свету».

Кипчак сказал: «Добрые слова ты молвил, однако еще лучше, если мы не будем поминать минувшее, устроим сообща курултай, очистим грудь от давней вражды, оставим упорство и упрямство и заключим друг с другом договор, что при всех обстоятельствах будем согласны и будем помогать друг другу».

В итоге Барак согласился заключить мир.

Весною 667 года хиджры [1269 год] все эти царевичи собрались на луговьях Таласа и Кенджека (Таласская долина, располагающаяся на территории Казахстана и Кыргызстана) и после недели празднований, на восьмой день, держали совет.

На совете Хайду сказал: «Славный дед наш Чингиз-хан завоевал мир благоразумием, рассудительностью и ударами меча и стрел и предоставил [его], устроив и приуготовив, для своего рода. И вот по отцам мы все родные друг другу. Прочие же царевичи – наши старшие и младшие братья и между ними совсем нет разногласия и распри. Отчего же им быть между нами?»

Барак ответил: «Да, положение таково, однако ведь и я тоже плод того древа. Для меня тоже должны быть назначены юрт и средства для жизни. Чагатай и Угедей были сыновьями Чингиз-хана. В память о хане Угедее остался Хайду, а о Чагатае – я, а о Джучи, который был их старшим братом, – Беркечер и Менгу-Тимур, а о Тулуе, который был младшим братом – Хубилай-каан».

Барак сказал: «Ежели сердца ваши согласны с этими словами, то на этом и заключим договор».

В итоге они установили границы и разделили земли, лежащие между Амударьей и Сырдарьей, две трети остались Бараку, а одну треть оставили во владении Хайду и Менгу-Тимура. Также они договорились не предъявлять своим поданным несправедливые требования и защищать их от произвола военных.

Хайду, Беркечар (дядя и представитель Менгу-Тимура) и Барак поклялись на золоте (старинный обычай дачи клятвы) и договорились о делимитации границ. После этого они разошлись, и каждый отправился в свое государство.

С этого периода Менгу-Тимур принял титул хан (император) и начал печатать свою монету, что в средневековье считалось признаком независимого государства. Также поступил Хайду и Барак. Данный курултай поставил юридическую точку в процессе распада Монгольской империи. На карте мира официально появились следующие государства:

1. улус Толуя (позже династия Юань) на территории Китая и Монголии.

2. улус Угедея, на территории современного Синцзян-Уйгурского автономного округа, Джунгарии, Алтая и Западной Монголии.

3. улус Чагатая, на территории Средней Азии.

4. улус Хулагу (Ильханат), на территории Малой Азии, Ирана, Ирака и Азербайджана.

5. улус Джучи (Золотая Орда), на территории от Алтая и р. Иртыш до Венгрии и р. Дунай.

В Таласском курултае 1269 года участвовали представители улусов Джучи, Чагатая и Угедея. Величайшая империя средневековья пала в результате дипломатических договоренностей трех политических акторов.

Данная картина очень сильно напоминает распад СССР в результате беловежских соглашений 1991 года, с тем лишь отличием, что четвертый политический актор в средневековье смог сохранить свою политическую власть (Хубилай в Китае).

Проводя параллели с современностью, можно сказать, что улус Джучи возник в рамках Монгольской империи, как Казахская ССР в рамках СССР, и датой образования независимого улуса Джучи стоит считать не 1206/07 или 1227 годы, а именно 1269 год, когда улус Джучи приобрел все атрибуты государственности средневековья: начал печатать свою валюту, а правитель принял титул хан.

В статье использованы иллюстрации из фильма Сергея Бодрова «Монгол» с сайта kinopoisk.ru

Свежее из этой рубрики