Сабина Кузенбаева: «Мы заложили в наш план на этот год девальвацию в 20%»

Светлана Ромашкина, Vласть, фото Виктора Магдеева

Ушедший год был одним из самых неудачных для мирового кинопроката. А ситуацию в Казахстане еще и усложнила февральская девальвация. Мы встретились с генеральным директором Chaplin Cinemas Сабиной Кузенбаевой и поговорили о том, почему люди стали меньше ходить в кино и какой кризисный план готов в ее компании на случай повторной девальвации.

Светлана Ромашкина: Вы уже наверняка подвели итоги 2014 года. Каким он был? Как повлияла февральская девальвация на киносеть?

Сабина Кузенбаева: Посетителей в 2014 году было меньше, чем в 2013, хотя индустрия в Казахстане росла с 2011 года. Есть общемировые тенденции – со второго квартала 2014 года упала заполняемость залов во всем мире. В Америке это произошло в среднем на 15%, наши коллеги в России говорили о 10%. Я думаю, что у каждой сети все было индивидуально. В нашей сети посещаемость снизилась примерно на 5%, в пересчете на количество людей это значительная цифра. В марте-мае мы ожидали прирост, но заполняемость стала падать. Сложно точно сказать, является ли причиной именно февральская девальвация. Ведь ее не было ни в Америке, ни в Европе, но там тоже произошли падения. Основная причина этого все же кроется в репертуарной сетке. Слабые релизы второго и третьего квартала дали свой результат. Также студии не выпустили в прокат блокбастеры во время проведения чемпионата мира по футболу. С ноября начался подъем в индустрии. В ноябре, декабре и январе была положительная динамика по увеличению сборов. В какой-то мере можно сказать, что зритель стал меньше ходить в кино из-за девальвации, но так же нельзя забывать о том, что не было ожидаемых фильмов. Думаю, что 2015-2016 годы для индустрии и зрителей будут очень плодотворными, потому что в этом году выходит большая часть франшиз. Это новый Джеймс Бонд, «Звездные войны VII. Пробуждение силы», «Мстители. Эра Альтрона»». Это большие релизы, которые планомерно расположены по всему 2015 году.

Светлана Ромашкина: Вы повышали цены после февральской девальвации?

Сабина Кузенбаева: Да, так как мы не были готовы к ней. Дело в том, что наши поставщики товаров отреагировали мгновенно. Среднее увеличение цен на барах по году достигло 18%. Стоимость билетов увеличилась примерно на 10%, это мы были вынуждены сделать это из-за того, что арендная ставка в торговых центрах привязана к курсу доллара.

Светлана Ромашкина: Вы ожидаете новый виток девальвации? У вас есть кризисный план?

Сабина Кузенбаева: Бюджет на 2015 год мы составляли, учитывая возможную девальвацию в 20%. При такой ситуации мы сможем работать без резкого поднятия цен. Но мы не знаем, как поведут себя наши поставщики и партнеры.

Светлана Ромашкина: В конце 2014 года правительство озвучило меры, направленные против долларизации. Вы чувствуете какие-то изменения?

Сабина Кузенбаева: На сегодняшний день государство никак не влияет на торговые центры, и пока все договора привязаны к курсу доллара. Когда в России начал падать рубль, то первый удар, который был нанесен кинотеатральным сетям, был связан с увеличением арендной ставки. В тот момент российские киносети объединились в коалицию, и пошли на переговоры с торговыми центрами. Они начали пересматривать ставки.

Светлана Ромашкина: Вы верите в то, что наши кинотеатральные сети смогут объединиться для такой борьбы?

Сабина Кузенбаева: Думаю, что смогут. Сейчас существует киноальянс, в который входят все крупнейшие сети. Но в случае, если грянет девальвация, мы сначала намерены вести переговоры с торговыми сетями индивидуально, на партнерских отношениях.

Светлана Ромашкина: Какие антикризисные меры вы сейчас можете предпринять?

Сабина Кузенбаева: Утянуть пояса. Мы были вынуждены сделать это уже в 2014 году и продолжаем находить новые варианты сокращения затрат. Мы постоянно стараемся оптимизировать свои расходы, вместо того, чтобы возложить их на нашего зрителя. Ищем альтернативные предложения от поставщиков и сокращаем фудкост, внедрили электронный документооборот и отказались от принтеров, даже придумали использовать воздушные фильтры автомашины вместо фильтров для кинооборудования. Для некоторых проекторов они оказались одинаковыми.

Так же у нас есть пакетные решения для наших гостей. Мы готовы держать уровень цен до определенного уровня . Из истории: кризис 2008 года положительно повлиял на киноиндустрию. Был рост. Поход в кино — одна из бюджетных затрат на развлечения. Люди будут сокращать свои затраты на рестораны, на покупки не первой необходимости, дорогостоящие развлечения. Кино вещь социальная. Я не думаю, что в момент кризиса и упадка настроения люди хотят быть одни дома. Кинотеатры это больше чем кино, это отдых, совместное времяпрепровождение с любимыми людьми, и при этом они бюджетны.

Светлана Ромашкина: Как-то в этом году поведение зрителей поменялось?

Сабина Кузенбаева: Впервые в истории нашей сети казахстанский фильм «Келинка Сабина» стал лидером проката. Кино локальное, кино свое, я надеюсь на то, что у нас появляется ощущение самости, своего продукта и какой-то приверженности к отечественному кино. В ушедшем году увидели интерес к казахстанскому кино . Хочу отметить, что и качество отечественного продукта стало лучше.

Светлана Ромашкина: Вы чувствуете пресыщенность на рынке, что вы находитесь в жесткой конкурентной среде?

Сабина Кузенбаева: Конечно, в Алматы это есть. Но конкуренция привела к тому, что данный сектор индустрии в Казахстане сейчас можно назвать насыщенным, живым и растущим. Развитие кинотеатральных сетей непосредственно влияет на всю киноиндустрию Казахстана, на сборы отечественных фильмов, на желание людей снимать фильмы. Появилось такое понятие как кинорынок, появилась возможность снимать в Казахстане кино и зарабатывать более миллиона долларов.

Светлана Ромашкина: Мы недавно разговаривали с директором киносети «Арман» Бауржаном Шукеновым и он сравнивал работу кинотеатров с безумной гонкой. Кинотеатры постоянно вкладываются в новые технологии, и при этом не успевают даже отбить затраты на приобретение предыдущих новинок. В итоге им приходится брать кредиты и это замкнутый круг.

Сабина Кузенбаева: Да, это сложно, потому что у нас большая конкуренция. В то же время по финансовым результатам одной сети нельзя делать выводы относительно других игроков. Я полагаю, что это всегда индивидуальный результат каждой компании в зависимости от очень многих факторов. Да, этот бизнес крайне технологичен и мы сталкивались со сложностями кредитных историй, поэтому сейчас мы не развиваемся в кредит.

Светлана Ромашкина: Уже прошло почти полгода, как вы начали работать с инвестиционным фондом. Уже можно подвести какой-то итог? Что вам это дало?

Сабина Кузенбаева: Колоссальный опыт. Мы обратились в фонд для того, чтобы привести сеть к тем идеям, которые у нас были. Вторая причина – получение личного опыта. В работе фонда есть очень взвешенный рациональный подход. Это отражается во всем. Сейчас меня радуют первые правильные бюджеты. Мы научились находиться в состоянии планирования, которое потом дает нам возможность работать спокойно. Да, сейчас нас финансово контролируют, но мы были к этому готовы. Мы были прозрачны, открыты, поэтому в тот момент, когда зашел фонд, мы отнеслись к этому как хирургу, который пришел делать операцию. Но эту операцию он пришел проводить вместе с нами и на общее благо.

Светлана Ромашкина: Сейчас дистрибуторы и кинотеатры работают в процентном соотношении 60 на 40. То есть 40% от цены билета остается кинотеатру. В других странах это соотношение 50 на 50. Я знаю, что уже давно идет борьба за изменение этих ставок. В ближайшее время ситуация поменяется?

Сабина Кузенбаева: Мы провели переговоры с большинством мировых студий, и поняли, что вопрос не совсем в них, для Голливуда 10% от казахстанского рынка не имеют большого значения. Вопрос в локальных дистрибуторах, в их отношении к нам. Переход на соотношение 50% на 50% со стороны дистрибуторов будет шагом в сторону развития казахстанской киноиндустрии. В существующей конкурентной борьбе кинотеатры не получают часть прибыли, а между тем им приходится больше вкладываться в аренду, модернизацию и т.д. Дистрибуторы должны сделать этот шаг. Это вопрос к компаниям «Меломан», «Сулпак синемас», к представительству студии XX век Фокс. Я думаю, что кинотеатры уже продемонстрировали готовность вкладывать деньги в новые технологии, мы прилагаем все усилия для того, чтобы привлечь зрителя в кинотеатры. Это дорога двухстороннего движения и надеюсь, что дистрибуторы это понимают. Если этого не произойдет, то они своим решением затормозят развитие киноиндустрии Казахстана. Еще бы очень хотелось видеть от них интересные маркетинговые решения по продвижению фильмов.

Светлана Ромашкина: В последние три года в кинопрокате произошел большой передел, это привело к тому, что дистрибуторы и кинотеатральные сети в нашей стране разделились. Это хорошо или плохо?

Сабина Кузенбаева: Это отлично для рынка. Кажется, где-то в 1935 году в США государство разделило кинотеатральные сети и дистрибуцию, потому что те компании, которые показывают кино так или иначе будут отдавать предпочтение тем лентам, которые они же прокатывают. Это должны быть разные организации. Из дистрибуторов- мейджеров кинотеатры сейчас остались у компании «Меломана» и у сети «Арман», но там другая история проката независимого кино.

Светлана Ромашкина: Чем в кризис кинотеатры могут привлечь зрителей? Помимо хорошей репертуарной сетки?

Сабина Кузенбаева: Выгодным предложением. В феврале в ТРЦ Манго мы внедряем комплексное предложение, куда мы входит билет, попкорн и напиток. За 600 тенге можно купить такой комбо набор. Причем мы внедряем комбо и на целую группу людей, а не для одного человека. Для компаний, пар и семей. Еще есть социальные скидки и социальные дни для студентов, школьников и людей преклонного возраста. Изменение времени похода в кино будет давать экономию. К примеру, днем билет дешевле, чем вечером.

Светлана Ромашкина: Вы собираетесь еще запускать кинотеатры?

Сабина Кузенбаева: У нас есть планы на ближайшие пять лет. Мы будем развиваться и становиться больше. В этом году мы сделаем полный ребрендинг сети и поменяем название. На рынке появится новый бренд с новым пакетом предложений. Через пять лет мы планируем увеличиться как минимум в два раза. Будем расти качественно и количественно.

Свежее из этой рубрики
Просматриваемые