Vласть объясняет: Как меняется ситуация в экономике Казахстана?

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото Жанары Каримовой

С начала года экономика страны постепенно переходит в состояние анабиоза. Основными причинами остаются подешевевшая нефть, металлы и спад экономик основных торговых партнеров – Китая и России. В конце I квартала Vласть уже замеряла материальное самочувствие страны, и тогда оно только начинало ухудшаться. Однако события последних месяцев ускорили этот процесс. И, вероятно, в перспективе усилят его еще сильнее.

Цепочку внутренних шоков в Казахстане запустила все та же нефть, которая ослабла со среднего уровня в 65 долларов в I квартале до 50 долларов к концу III квартала. Кроме базового снижения экспортной выручки, доходов бюджета и ослабления тенге, она подстегнула снижение импорта, инвестиций в обрабатывающую промышленность и рост инфляции. Но давайте посмотрим на все по порядку.

Общее состояние экономики

С января до июля рост ВВП Казахстана «болтался» между 1,1% и 0,4%. Лучший результат был зафиксирован в мае - 2,4%, который объясняется отскоком нефтяных цен. Худшим месяцем для экономики стал август, когда рост сменился спадом на 3,4%. В сентябре, несмотря на августовское обесценение тенге в 30%, разрыв сократился до 0,3%. В общем и целом, экономика за прошедшие 9 месяцев выросла на 0,8% против твердых 4% роста в 2014 году.

Промышленность

В первую очередь за прошедшие 9 месяцев пострадала горнодобывающая отрасль, участники которой больше всех жаловались на неоправданно высокий курс тенге. Объем производства в ней замедлился на 1,8%. Ощутимо упала добыча железной руды – почти на 20%, на 14% сократился объем технических услуг, и на 7% снизилась добыча угля и лигнита.

Результаты обрабатывающей промышленности выглядят более жизнеутверждающими. Объем производства в ней вырос на 0,7%, несмотря на продолжающееся и основательное замедление сектора машиностроения – почти на 29%. Лучше всего себя чувствует металлургическая промышленность, объем выпуска в которой увеличился сразу на 15% за счет производства благородных и цветных металлов. Также хороший рост показывает строительный сектор – 4,5% и агропромышленность – 3,1%.

Пищевая промышленность сбавила темпы производства только до минус 0,3%. Куда сильнее пострадал табачный бизнес, выпуск продукции в котором сократился на 11,9%. Вкупе результаты добывающей и обрабатывающей промышленности сказались на объемах грузооборота, который сократился на 7,2% за счет снижения железнодорожных перевозок.

Инвестиции

С начала года общий рост инвестиций поддержал только горнодобывающий сектор, объем вложений в который вырос на 10,1%. Причем в его структуре заметно увеличился интерес к сектору добычи металлических руд, и, соответственно, уменьшился к нефтедобыче. В первый приток средств увеличился на 45,9% или на 254,43 млрд тенге, хотя объем вложений в нефтяной сектор все еще превалирует – 1,08 трлн тенге при росте в 11,6%. Объем инвестиций в обрабатывающую же промышленность снизился на 1,6% до 482,97 млрд тенге. Больше всего денег получили отрасли металлургии, нефтепереработки, химической и пищевой промышленности, которые, впрочем, и прежде были наиболее интересными для инвесторов.

Госбюджет

Из-за обвала нефтяных котировок и сдержанной динамики развития основных отраслей промышленности, доходная часть бюджета к началу сентября достигла 4-летнего минимума – 4,95 трлн тенге. До этого самый низкий объем доходов был в 2012 году - 5,81 трлн тенге.

Расходы бюджета составили 5,2 трлн тенге, это на 1,1 трлн ниже результатов того же минимума 2012 года. И если учесть средний курс доллара - 150,4 тенге за 8 месяцев 2012 и 237,7 тенге в 2015 - то долларовый разрыв между двумя этими показателями будет существенным. Тем не менее, правительство действительно приложило усилия для двукратного снижения дефицита бюджета до 440 млрд тенге относительно первых 8 месяцев 2014 года.

Торговля и кредитование

За 8 месяцев этого года куда сильнее «просел» экспорт, чем импорт – 41,8% спад против 21,8%, соответственно. Казахстан продолжил сокращать продажу нефти, металлов и уменьшил ввоз машин и другого технического оборудования. Уровень импорта пока остается относительно высоким, несмотря на просевшее кредитование экономики. Последние 4 месяца оно стабильно показывает минусовую динамику.

Наибольшее падение было зафиксировано в июле – сразу на 12,7% относительно июля 2014. В сентябре разрыв сократился до минус 3,2%. Судя по всему, население и бизнес не полностью адаптировались к новой реальности и пока тратят личные сбережения, лишь постепенно снижая объем потребления. Об этом свидетельствует пока еще сохраняющийся рост розничной торговли, который на начало октября составил 2,4%.

Что будет с экономикой дальше?

Существенные макроэкономические риски для Казахстана сегодня представляют цены на нефть и состояние экономик Китая и России. Если стоимость нефти относительно стабилизировалась в районе 50 долларов и может даже начать медленно расти в будущем, то потенциал для ухудшения экономик Китая и России по-прежнему есть. Международный валютный фонд ожидает, что в следующем году Китай постепенно сбавит темп прироста ВВП на 0,5% до 6,3%, а Россия продолжит пребывать в рецессии, хотя существенно сократит разрыв до минус 0,6% с прогнозируемых в 2015 году минус 3,8%. Если, конечно же, внешняя ситуация не преподнесет новых сюрпризов.

Нынешняя статистика Китая и отток капитала с рынков развивающихся стран уже сказываются на мировой экономике. По оценкам аналитиков, к концу года она может вырасти на 3,1% вместо изначально прогнозируемых МВФ 3,3%. При этом рост Китая, вероятно, продолжит слабеть в последующие годы, если страна не предпримет более активных попыток перейти к новой модели развития экономики. И это чревато не только продолжением замедления мирового ВВП, но и новым снижением цен на нефть и металлы, основным потребителем которых Китай все еще остается. Хотя к удешевлению нефти могут привести и другие факторы, вроде снятия санкций с Ирана.

Риски таит в себе и казахстанская инфляция, которая к концу октября выросла до 8,2% с начала года. Национальный банк пока не теряет надежду удержать её в коридоре 6-8% до конца года. Тем не менее, недавно экс-председатель Национального банка Кайрат Келимбетов объяснил Vласти, что дальнейшее ускорение инфляции при определенном сценарии все-таки возможно. И до конца года она вполне может стать двузначной.

Все это может подстегнуть рост цен на продовольственные и непродовольственные товары, которые в октябре уже выросли на 4,6% и 10,2%. В конечном итоге это может обернуться удорожанием производства, еще большим замедлением кредитования и снижением потребления, что ухудшит и без того пессимистичные прогнозы по дальнейшему росту экономики. Впрочем, по словам Келимбетова, в перспективе 5-6 месяцев Казахстан сможет нащупать дно, а в перспективе 2-3 лет найти точку опоры для укрепления экономики.

Редактор Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики