В 2014 году Казахстан ожидает корректировка системы налогообложения. Правительство планирует повышение акцизов на алкоголь и табак, а также приведение налоговых ставок на имущество физических лиц в соответствие с их базовой стоимостью.
О том кому, сколько и как предстоит платить налогов в интервью Vласти пояснил министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев.
V.: Ерболат Аскарбекович, чем продиктованы такие изменения? В социальных сетях ходят разговоры, что это связано с необходимостью срочного пополнения государственного бюджета?
- Хотел бы сказать, что данные изменения ни в коем случае не связаны со значительным пополнением бюджета. Общий объем поступлений в госбюджет в 2014 году планируется более 5 триллионов тенге. И согласно нашему прогнозу повышение налогов на отдельные категории недвижимости и транспорта принесет в бюджет чуть меньше 10 миллиардов тенге. Вопрос стоит не о пополнении бюджета, а о корректировке системы налогообложения в соответствие с реальной стоимостью имущества. Поэтому и существует необходимость этих изменений.
Время идет, жизнь меняется, а налоговые ставки, к примеру, на недвижимость не пересматривались с 2002 года. То есть, растут доходы, меняется рынок, цены, происходят процессы инфляции, а налоги остаются на уровне 10-летней давности.
V: Но основная масса граждан Казахстана свой уровень жизни, даже несмотря на изменение ситуации на рынке, в разы, тем не менее, не улучшила.
- А никто и не говорит об увеличении «в разы». Понятно, что увеличение налогов – это вопрос социальный, он «напрягает» граждан. Но давайте рассуждать объективно. Сегодня налог на недвижимость рассчитывается, исходя из базовой стоимости квадратного метра в 30 тысяч тенге. И то – только для Астаны и Алматы. Для областных центров, городов районного значения эта стоимость еще ниже. Вы же не станете утверждать, что такие расценки соответствуют рыночной стоимости?
V: Не стану. Но поднимать налоги одномоментно до уровня рыночной стоимости жилья сегодня… Вы не понимаете, что вы вызовете недовольства?
- Понимаем. Во всем мире налоги платят исходя именно от рыночной стоимости. Но считать, что у нас все граждане смогут платить налог, исходя из стоимости даже в 1,5 тысячи долларов за квадратный метр – это иллюзия. Мы это понимаем. Но при этом, надо правильно понимать – сегодня налоговая нагрузка не соответствует реалиям.
V: Вы считаете, будет справедливым повышение налогов?
- Да, это будет адекватным нынешней ситуации. Вот смотрите: возьмем, например, квартиру в Астане площадью 45 квадратных метров, одна на проспекте Республики, в старом доме, другая – в новостройке на улице Орынбор (левый берег – прим.авт.). Стоят эти квартиры, естественно, по-разному. Даже по оценкам Центра по регистрации недвижимости, предоставляемым для исчисления налога, квартира на улице Орынбор стоит на полмиллиона тенге дороже. По рыночным ценам эта разница еще больше. А налог с этих квартир почти одинаковый – собственник квартиры на проспекте Республики платит 2237 тенге, на Орынбор – 2918 тенге. Но, рыночная-то стоимость этого жилья разнится более значительно.
Мы предлагаем эту ситуацию изменить. Мы повышаем базовую стоимость: для Астаны и Алматы – с нынешних 30-ти до 60 тысяч. И для областных центров – с 18 тысяч тенге до 36 тысяч. То есть, грубо говоря, максимальная базовая стоимость – 400 долларов за квадрат. Согласитесь, таких цен на рынке уже давным-давно нет. А для городов районного значения, поселков и сел мы ставки оставляем на прежнем уровне. Исходя из этой оценочной стоимости и будут рассчитываться суммы налога. Ставки расчета налогов мы не меняем, они остаются прежними – от 0,05% (это жилье оценочной стоимостью до 1 миллиона тенге) до 1% (для жилья стоимостью свыше 120 миллионов тенге).
V: И тем самым, для жителей двух столиц и областных центров налоги увеличиваются в два раза.
- Нет. Вы забываете про коэффициенты. Помимо базовой стоимости, есть еще и коэффициенты – повышающие и понижающие. В зависимости, от года его строительства, физического и функционального износа. Есть коэффициенты зонирования, устанавливаемые Решениями Маслихатов от местоположения дома, и чем элитнее район, тем больше соответственно стоимость имущества, при этом не надо забывать, что налоги на имущество поступают в местные бюджеты. То есть, тот, кто живет в новостройке, будет платить налог больше, чем тот, кто живет на такой же площади, но на окраине города и в старом доме. Кроме того, остаются налоговые льготы – для ветеранов, тружеников тыла, для многодетных матерей, для целого ряда социально уязвимых слоев населения.
Еще одно новшество - вводится градация по площади. И дорогое жилье – квартиры площадью больше 150 квадратных метров и жилые дома площадью больше 300 квадратных метров – будут налогоплательщику обходиться дороже. Мы предлагаем для такой категории жилья сумму налога, исчисляемую по общим ставкам с повышающим коэффициентом три.
Предваряя ваш вопрос, скажу – такого жилья у нас не много. Сегодня в стране всего 2,14 миллиона квартир. Из них – 10,1 тысяч – квартиры площадью больше 150 квадратов. Домов всего – 2,6 миллиона, более 300 квадратов – 34 тысячи. Согласитесь, это немного.
V: И сейчас вы снова скажете: «Тот, кто много зарабатывает, должен платить и больше налогов».
- Да, согласен. У нас сегодня получается так, что за квартиру на окраине Алматы в старой «хрущевке» и за новостройку в центре платятся почти одинаковые налоги. Разве это справедливо? Я уверен – нет. Почему я, имея зарплату министра, плачу налог немногим больше, чем простая учительница? Это совершенно неправильно, это несправедливо. Если человек смог заработать на новую квартиру, он в состоянии раз в год оплатить и налог за эту квартиру.
V: Добавим к этому повышение налога на транспорт.
- Да, еще будет повышен налог на транспорт. Но не на все автомобили, а только на машины с двигателем объемом от 3 до 4 кубов. Таковых в Казахстане – всего 112 тысяч, это три процента от общего количества автомобилей. Сегодня все владельцы машин с таким объемом двигателя платят налог 26 тысяч тенге. Но здесь машины совершенно разных категорий. Мы ранее скорректировали налоги на автомобили с объемом двигателя более 4 кубических сантиметров. И надо отметить, что владельцы этих авто без возмущений сегодня платят. Теперь пришло время корректировки машины с двигателем объемом от 3 до 4 кубов. Это автомобили недешевого сегмента. И если сравнить к примеру с объемом 2.5 и 3.5 куба то сегодня владельцы платят с незначительной разницей в 10386 тенге в год.
При этом всегда машина с большим объемом двигателя стоит дороже. Соответственно возникает вопрос о корректировке. Поэтому, предлагая повышение налога, мы предлагаем и сделать внутри этой категории дифференциацию, чтобы резко не подымать для автомобилей с 3 литров. Действующую систему налогообложения, когда установлена одна ставка для автомобилей с 3 до 4 литров, разделили эти автомобили на три группы – объем от 3 до 3,2 куба, от 3,2 до 3,5, и от 3,5 до 4-х кубов. И будут разные налоговые ставки – для автомобилей с объемом от 3 до 3,2 – 35 МРП, что сегодня составляет 60 тысяч тенге, от 3,2 до 3,5 – 46 МРП (80 тысяч тенге).
Для последней категории, то есть на автомобили с объемом двигателя от 3,5 до 4 кубов налог увеличится в два раза – до 66 МРП (114 тысяч тенге).
V: А как быть с уходом от уплаты налога? Уже давно известна схема, когда «Лексусы» оформляются на инвалидов и участников ВОВ – и спокойно пользуются налоговыми льготами.
- А вот этого теперь не будет. Для категории дорогих машин с объемом двигателя больше 4 литров мы убираем все льготы. У нас сегодня официально почти четверть владельцев автомобилей этой категории пользуются льготами. Почти четверть! И мы прекрасно понимаем, что это фактически – уход от налогов. Именно поэтому мы льготы по налогу на транспорт убираем. И только за счет этого, благодаря тому, что они начнут платить полностью весь налог, мы ожидаем дополнительные поступления в бюджет 1,7 миллиарда тенге.
V: Во избежание повышения налогов, депутаты уже предлагали просто повысить акцизы на бензин. Почему сегодня нельзя сделать этого?
- Роста цен на акциз допускать ни в коем случае нельзя. Потому что тогда вслед за ценой на бензин, а по нашим расчетам поднимать необходимо примерно на 8,5 тенге на литр (около десяти процентов), повысятся цены на продукты питания и другие товары. Поэтому сегодня говорить о такой мере – нецелесообразно.
V: Как будут повышаться акцизы на алкогольную и табачную продукцию? Это будет единовременное повышение или пошаговое? И не спровоцирует ли это нелегальной продажи «паленой водки», как это было в середине 90-х годов и незаконного оборота сигарет?
- Да, акцизы мы увеличиваем. И в дальнейшем будем увеличивать. В частности, акциз на сигареты у нас сегодня составляет 1550 тенге на тысячу сигарет. Мы увеличиваем его с 2014 года до 3 тысяч тенге почти на 100%. При этом планируется постепенный рост акцизов, который к 2020 году будет доведен до уровня 45 евро на тысячу штук.
То же самое по алкогольной продукции. Если сегодня акциз на литр спирта составляет 2,5 евро, то с 2014 года он составит 5 евро, а с 2016-го - 8 евро.
Увеличение акцизов нам необходимо. И не столько с экономической стороны. У нас слишком дешевые сигареты и спиртное. По данным Всемирной организации здравоохранения, Казахстан входит в тридцатку лидеров по количеству потребления спирта на одного человека. Наш показатель – 7-8 литров на одного казахстанца! Это страшная цифра! Поэтому – да, нам необходимо повышение акцизов.
Я далек от иллюзии, что с повышением стоимости сигарет все бросят курить, или бросят пить, когда водка подорожает. Но, по крайней мере, новых курильщиков и алкоголиков, думаю, будет меньше – потому что человек задумается: а стоит ли начинать курить, если пачка сигарет стоит 5-10 долларов?
V: Вы не боитесь, что подняв акцизы, вы просто увеличите «черный рынок» спиртного и табака?
- Если говорить о «самопальном» производстве спиртного… Да, не будем делать вид, что будто не знаем – такой рынок существует и сегодня. И здесь опять же вопрос – в усилении контроля. Мы ужесточим правила по продаже алкоголя, с тем, чтобы спиртное продавалось только в крупных торговых центрах, специализированных магазинах. За нарушение этих требований будет ужесточена ответственность, размер административного штрафа мы предлагаем определить в коридоре от 200 до 500 МРП.
В зависимости от масштаба правонарушения предусматривается конфискация товара, изъятие лицензии на торговлю спиртными напитками и даже уголовная ответственность.
V: А вы не считаете, что только повышения акцизов и уголовной ответственности за нелегальную торговлю недостаточно, чтобы сформировать у людей тягу к здоровому образу жизни?
- Безусловно, для этого необходим целый комплекс мер. И эти меры в стране реализуются. Огромное внимание уделяется развитию массового спорта. Но, помимо этого, нужны и экономические меры. Даже взрослый человек задумается, стоит ли тратить 5-10 долларов на пачку сигарет, или же найти им лучшее применение. А подростку не должно хватать карманных денег на сигареты или бутылку пива. Мировая практика показывает, что курильщиков больше в тех странах, где табачные изделия стоят дешево.
V: Позиция ясна. Вы думаете, что данные изменения пройдут и вас поддержат?
- Это корректировка системы налогообложения на сегодня продиктована временем. Если мы не сделаем это сегодня, то получим серьезные проблемы для государства в будущем. Невозможно строить рыночную экономику, оставаясь в налоговой культуре прошлого века. Это моя позиция как человека и гражданина.