Решение принимать или не принимать отчет будет принято на совместном заседании палат парламента
Сенат рассмотрел отчет правительства по исполнению бюджета за 2022 год
фото Жанары Каримовой

Тамара Вааль, Астана, Власть

В четверг в ходе пленарного заседания сенат рассмотрел отчеты правительства и Высшей аудиторской палаты об исполнении республиканского бюджета за 2022 год. В представленном документе озвучены традиционные проблемы: неэффективное расходование бюджетных средств, вопросы обслуживания госдолга, непрозрачность квазигосударственного сектора, недостижение индикаторов и отсутствие конечных результатов.

«В 2022 году после пандемии наблюдался постепенный рост экономики и оживление деловой активности. Рост ВВП составил 3,3%. Поступления составили 16,1 трлн тенге с исполнением на 102,1%. Расходы освоены на 98,6% и составили 18,5 трлн тенге. Только социальные расходы по сравнению с 2021 годом увеличились на 987 млрд тенге, или на 13,1%, и составили 8,5 трлн тенге. Это 46% от общего объема республиканского бюджета. Дефицит бюджета составил 2,3% к ВВП», - озвучил основные параметры заместитель премьер-министра - министр финансов Ерулан Жамаубаев.

Глава Минфина напомнил, что Высшая аудиторская палата озвучила ряд проблемных вопросов в системе государственного планирования, исполнения доходной части бюджета и эффективности использования государственных средств. В частности, по доходной части бюджета отмечается выпадающие доходы бюджета за счет налоговых льгот.

«Многие из этих налоговых льгот являются стандартными и соответствуют общемировой практике. Тем не менее рекомендации Высшей аудиторской палаты по определению, оптимизации и мониторингу налоговых льгот будут учтены в работе правительства, некоторые из них в рамках разработки нового Налогового кодекса», - пообещал министр.

Кроме того, в палате отметили недостаточный эффект от принимаемых мер по расхождению в «зеркальной статистике» и теневой экономике. Жамаубаев отметил, что расхождения в данных таможенной статистики внешней торговли товарами со странами партнерами есть во всех странах, основная причина – методологическая особенность формирования статистики внешней торговли. Казахстан же, в целях снижения расхождений, принимает ряд системных и точечных мер.

«Полностью завершена централизация таможенных функций в части контроля и выпуска деклараций на товары. Также налажен онлайн-обмен экспортными декларациями, сведения по ним приходят до того, как товар заедет на территорию КНР или Казахстана», - сказал Жамаубаев, добавив, что в результате этой работы по товарам из КНР в республиканский бюджет поступило таможенных платежей и налогов на сумму 465 млрд тенге, что на 60% больше, чем в 2021 году.

По словам председателя Высшей аудиторской палаты Натальи Годуновой, за 2022 года всеми органами госаудита выявлено нарушений на 238 млрд тенге, из них финансовых – на 59 млрд тенге. В правоохранительные органы передано 482 материала.

Среди системных проблем она назвала отсутствие привязки расходов бюджета к поставленным общенациональным целям через планы развития министерства и нацпроекты. Он подчеркнула, что полноценного переформатирования госпрограмм в лаконичные и понятные документы не произошло. В них так и осталась громоздкая система показателей, индикаторов, которые из-за непроработанности подвергаются частым корректировкам.

«Не успели разработать национальные проекты, два года не прошло, уже обсуждаем их постановку на утрату. И вроде все исполнялось, но результат низкий. Рабочие места создаются, а безработных все также много. Оценка экономического эффекта от бюджета развития ограничена одним годом после реализации. А что можно оценить, когда статистика формируется с опозданием, а эффект отложенный?» - возмутилась Годунова.

По ее мнению, во всех документах системы госпланирования, бюджетных программах должны появиться индикаторы и показатели конечного результата, по которым можно было бы судить об изменении качества жизни населения в той или иной отрасли. Например, в национальной статистике есть показатель изменения реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Но один-единственный показатель не позволяет судить о том, насколько улучшилась или ухудшилась жизнь людей. Годунова также отметила, что «на деле ситуация меняется зачастую только после критики главы государства», в остальное же время большинство госорганов «увлечены рутинным процессом, обеспечением хороших международных рейтингов и показателей роста».

«Государственная поддержка реального сектора должна давать мультипликативный эффект в виде новых рабочих мест и выплаты зарплаты. А у нас финансирование отраслей экономики растет, а население этого практически не чувствует», - констатировала она.

По ее словам, правительству необходимо задействовать все резервы для расширения налогооблагаемой базы, так как теневая экономика «недодает как минимум 3-4 трлн тенге налогов в госбюджет ежегодно». Есть вопросы и к налоговым льготам, часть которых «надо отменить в связи с неэффективностью». По-прежнему вызывает вопросы и опасения непрозрачная политика займов квазигосударственным сектором.

«Планирование бюджета проводится без анализа управления долгом, за счет каких источников будет осуществляться погашение ранее взятых обязательств, каковы риски принятия новых обязательств, насколько чувствительны расходы бюджета к процентным ставкам, обменному курсу и так далее. Уже сейчас 25%, или 2,9 трлн тенге, от чистых доходов составляют расходы на погашение и обслуживание займов. Кроме того, в составе госдолга не учитывается долг субъектов квазигоссектора. А это 19,7 трлн тенге. Поэтому не только для нас, но и для страны в целом важны перспективы текущей долговой политики с точки зрения устойчивости бюджетной системы в будущем», - объяснила она, добавив, что в этом году Высшая аудиторская палата планирует провести аудит эффективности управления государственным долгом.

Кроме того, расходы на пополнение уставного капитала квазигосударственного сектора выросли в 4,5 раза, бюджетное кредитование – в два раза, а прозрачности и эффекта становится меньше.

«Цепочка бюджетного финансирования приобрела причудливые формы. Государство кредитует или увеличивает уставный капитал национального холдинга с тем, чтобы тот прокредитовал или капитализировал свою дочернюю компанию. В итоге ответственность за результат размывается, а до конечного получателя такая поддержка зачастую доходит уже не под те льготные проценты. Финансы все также остаются как неиспользованные на контрольных счетах наличности. Уже больше 46 млрд тенге. Их хотя бы мы видим. А вот то, что ушло дальше и осело на счетах дочерних, внучатых компаний самих холдингов – большой вопрос», - констатировала Годунова.

Передача значительных ресурсов на региональный уровень и выявляемые системные проблемы, по ее мнению, свидетельствуют о необходимости наделить Высшую аудиторскую палату новыми полномочиями и повысить статус ревизионных комиссий. Речь в данном случае идет о праве проверки местного бюджета и перепроверке итогов аудита органов госаудита и финансового контроля. Как отметила Годунова, сейчас в мажилисе рассматривают законопроект «О возврате государству незаконно приобретенных активов» и в этот документ включены соответствующие нормы, что является «уже третьей попыткой решения этого вопроса».

«Наделение Высшей аудиторской палаты новыми полномочиями позволит комплексно оценивать политику, проводимую правительством, с учетом достижения результатов на региональном уровне, а также усилить парламентский контроль за исполнением бюджета», - заключила Годунова.

Планируется, что на следующей неделе на совместном заседании палат парламента депутаты поставят окончательную точку в вопросе – принимать отчет правительства и Высшей аудиторской палаты или выражать вотум недоверия кабинету министров.

Шеф столичного бюро Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики