Нового пути не будет

Тамара Вааль, Акмолинская область, Vласть

Фото автора

В поселок Жанажол в Акмолинской области, чье название, по странной иронии, переводится, как "новый путь", паводок пришел в апреле. Небольшое поселение оказалось полностью отрезано от мира - единственная дорога была размыта, а добраться до своих домов люди могли исключительно на спасательных лодках. Через четыре месяца после стихии корреспондент Vласти посетила Жанажол с тем, чтобы узнать, какой же новый путь проложили власти для этого населенного пункта после стихии, но с удивлением обнаружила, что даже старые дороги не восстановлены.

Прошло несколько месяцев, но даже сегодня дорогу в поселок Жанажол найти достаточно сложно: там, где она должна быть - поле, поросшее высокой травой. Пробираться приходится практически наощупь. От села Акмол - несколько километров степью, в поселок, где виднеются маленькие дома. Эти несколько километров кажется, что жизнь в Жанажоле наладилась. И только на подъезде к поселку понимаешь - работы по восстановлению коммуникаций здесь начались недавно.

Широкая грунтовая дорога, которая была размыта большой водой, пришедшей из Карагандинской области, частично восстановлена. Ее укрепляют. На эту стратегическую задачу бросили... единственный трактор. А столбы линий электропередачи, которые упали во время паводка, просто засыпали землей, теперь дорога стоит на столбах. В прямом смысле. Правда, она такая, что на ней сложно разъехаться двум машинам: либо пропускаешь ты, либо – тебя. Других вариантов и объездных нет – внизу еще сырая земля, а местами до сих пор стоит вода.

Будний день. Людей на улицах практически нет. И только семья Смагула и Сауле Кажибаевых в своем дворе в полном составе. Они одни из первых остались без крыши над головой, вода сравняла саманный дом с землей. Там же, под завалами, остались вещи и средства к существованию. Корреспондента Vласти хозяева встречают словами: «Ничего не дают. Ничего не обещают».

Уже четвертый месяц семья Кажибаевых живет в палатке, которую им выдали спасатели. Дополнительным приютом для них на это лето стал гараж, который во время паводков затопило до крыши. Пока стоят солнечные дни, хозяева пытаются его просушить, ведь со стариками живут двое внуков - шести и пяти лет. «Вообще, страшно. Ничего не дали, - вздыхает Сауле Кажибаева, - Вы на гараж посмотрите, там вообще страшно. Гараж полностью в воде стоял. Родственники привезли нам телевизор, холодильник, диван, кроватки – вот так и живем уже почти четыре месяца. Страшно. Два дня назад внучка температурила, а здесь сырость, вообще невозможно…..».

В этом году девочку нужно отдавать в первый класс, внука – в детский сад. Только семья Кажибаевых не знает, как теперь решать эту задачу. В нынешних условиях жить невозможно, а построят ли им новый дом – они не знают. Смагул Кажибаев утверждает: от государства получил компенсацию в размере 59 500 тенге. Чтобы выжить, пришлось продать половину участка, на котором новые хозяева уже почти достроили себе дом.

«Куда мы только не ходили – бесполезно. Обещают: "Будем помогать, будем". А когда будут? Скоро уже зима. Вот, в палатке живем пока. Вечером жара, уснуть не можем, до двух часов ходим на улице. Дали бы нам квартиру в Малиновке (поселок Акмол – V.), больше я ничего не жду от них. Не знаем, что делать», - вздыхает мужчина.

Пенсионеры Ерсаин Аубакиров и Торгай Мауленова тоже оказались в подобной ситуации: сегодня старики живут в палатке в антисанитарных условиях. Повсюду мухи и грязь. Их дом во время паводков частично обрушился - несколько стен, веранда и несущие конструкции. Людям выплатили компенсацию около 60 тысяч тенге и выдали палатку.

«Вот так и живем, - показывает на палатку Ерсаин, - Помощи никакой не было. Только продукты. Ничего нам не построили, мы сами все делаем. Если ждать, то сколько? Скоро уже холода наступят».

Помогли сыновья - пенсионеры пытаются самостоятельно восстановить дом. Одну стену восстановили полностью, а от веранды решили отказаться. Говорят, не успеют до наступления холодов.

«Сами ремонт делаем. Сколько ждать? Уже четыре месяца прошло. До осени должны успеть. Люди говорят: не ждите нового жилья, не обещают. А мы и не надеемся уже», - признается Ерсаин.

Всего в Жанажоле без жилья остались 14 семей семей. Те, кто имел возможность, говорят местные, уехали жить к родственникам в близлежащие поселки. Остальные вынуждены ютиться по палаткам и вагончикам. Одни приезжают домой, и пытаются восстанавливать свои дома, другие больше в поселке не появлялись. Люди продолжают надеяться на помощь властей, но все больше по инерции, потому что для себя уже решили - смысла в ожидании никакого.

Между тем, в акимате Целиноградского района Акмолинской области заверяют: люди, пострадавшие от паводка без крыши над головой не останутся. И.о. заместителя акима района Бахитбек Оспанбеков говорит: «Люди лукавят». По его словам, новый 45-квартирный дом строится в микрорайоне «Бахыт» поселка Акмол. В него будут заселены жители сел Акмол, Жанажол и Оразак.

«Люди к нам приходили, мы им показывали дом. Уже цокольный этаж сделали, кирпичная кладка идет во всю. Пока средств из республиканского бюджета нам не дали, но подрядчик строит за счет собственных средств».

По словам Оспанбекова, в целом по Целиноградскому району без жилья остались 290 семей. В селе Оразак идет строительство ста двухквартирных домов, остальных жителей решили поселить в Акмоле – в доме, куда будут подведены все коммуникации.

«Поначалу подрядчик буксовал, сейчас пошло дело у него. Материалом он, по крайней мере, на коробку, обеспечен полностью. На объекте работают порядка 50 человек. К концу октября будет отделка завершаться, и сразу же будем заселять их. В этом году точно заселим. Ни одна семья оставлена не будет на улице», - заверил и.о. заместителя акима.

Шеф столичного бюро Власти

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики