Понравиться любой ценой

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Фотографии чеков из кафе и магазинов АО "Международный аэропорт Алматы" гуляли по социальным сетям уже давно, но каждый новый чек, возвещавший о неадекватных ценах на бутылку минералки вызывал очередной шквал негодования. На днях руководство аэропорта наконец обратило внимание на этот факт, но сделало это своеобразно, пригрозив судом за неоправданную критику. Комментарий не остался не замеченным и аэропорт подвергли еще большей обструкции. Поэтому в четверг руководство воздушной гавани решило собрать журналистов на своей территории и объясниться. Вышло занятно.

7 октября пресс-служба Международного аэропорта Алматы распространила сообщение, в котором пригрозила судом авторам публикаций о высоких ценах в кафе, магазинах и вендинговых аппаратах на территории аэропорта. Руководство считает, что такие публикации негативно сказываются на имидже международного аэропорта:

«Мы не можем утверждать о подлинности данного чека, но и информацией о нахождении бара с таким наименованием в пассажирском терминале аэропорта не располагаем. Подобного характера публикации создают негативный имидж и подрывают деловую репутацию АО «Международный аэропорт Алматы», которое в здании пассажирского терминала деятельность по реализации напитков и продуктов питания не осуществляет и к многочисленным кафе, барам и ресторанам никакого отношения не имеет», - говорилось в сообщении. Руководство отметило, что коммерческие площади не относятся к собственности аэропорта – десять лет назад площади были проданы акиматом в частные руки.

Такая угроза нисколько не напугала алматинцев, напротив – вызвала еще большее недовольство и нелюбовь. Руководству аэропорта пришлось решиться на очную ставку с журналистами и активными пользователями Facebook. К удивлению последних, в VIP-зале прилета их ждал большой шведский стол, который изобиловал закусками и выпечкой. Видимо, как знак примирения.

«Не ругайте пианиста»

«Наш имидж и моя судьба зависит от вас, поэтому я постараюсь раскрыть эту тему. Если буду волноваться, не ругайте пианиста, он играет, как умеет», – начал было свою речь вышедший к общественности президент Межународного алматинского аэропорта Айбол Бекмухамбетов.

Однако затем он перешел не к ценообразованию в торговых площадях аэропорта, а к перечислению заслуг подведомственной ему структуры. Например, постоянное улучшение инфраструктуры, «увеличение количества стоек регистрации» или «последовательное приобретение и ввод в эксплуатацию новой техники, на которую за последние годы было выделено более 2 миллиардов 600 миллионов тенге».

Затем он перешел к главной теме – почему в таком прекрасном аэропорту, столь дорогой общепит и магазины. На эту тему, к сожалению, нового было сказано крайне мало: после того, как десять лет назад акимат Алматы продал коммерческие помещения, руководство аэропорта не может диктовать собственникам торговых площадей стоимость на их товар. Как выяснилось, таких на территории аэропорта большинство. Акционерному обществу «Международный аэропорт Алматы» принадлежит немного, и точной квадратуры назвать никто не смог, на пресс-конференции сообщили лишь, что помещения сдают в аренду четырем компаниям под бары и трем компаниям, разместившим вендинговые аппараты.

Также аэропорту принадлежат бары в VIP-залах, которые рядовым пассажирам, коих большинство, недоступны. Кстати, в баре прилета на первом этаже стоимость минералки отечественного производства ASU, объемом 0,5 литра, составляет 400 тенге. Это, конечно, «демократической ценой» не назовешь, но дешевле, чем в общем зале ожидания на 100 тенге.

В подтверждение своих слов президента аэропорта показал схемы двух этажей здания, на которых зеленым цветом были обозначены частные территории, а желтым территории, находящиеся в ведомости аэропорта:

— Минут семь назад, наш уважаемый журналист Денис Кривошеев был удивлен показанной схемой. Зеленым показаны площади собственников, это первый этаж. Покажи, пожалуйста, второй этаж, – обратился он к своему помощнику и продолжил, – Это второй этаж. Здесь сидел наш уважаемый блогер Бейбут, вы здесь сидели? – спросил он у Бейбута Алибекова, который неоднократно писал про высокие цены в барах, – Ваш братишка сидел? Зеленым показаны площади собственников. Я показал эту схему уважаемому Денису Кривошееву, и он все понял. Сказал, что надо было эту схему показать раньше. Нужно обращаться к собственникам площадей, – подвел черту Бекмухамбетов.

Одна из журналисток поинтересовалась тем, почему коммерческие территории государственной организации были проданы, но точного ответа она не получила:

— Десять лет назад Виктор Вячеславович (Виктор Храпунов – бывший аким Алматы – V) привлек соинвесторов, и сейчас, правильно наш уважаемый Денис Кривошеев сказал, что какой-то общественный совет… Давайте создадим общественный совет и будем пытаться…

На последовавшую волну негодования глава аэроузла не нашел ответа, и попросил Кривошеева ответить за него:

— Денис, вы поняли? Можете вы ответить? – спросил он.

— Нет-нет, вам задают вопросы…– поспешил откреститься журналист.

— Я уже третий раз повторяю: эти площади нам не принадлежат, – обратился к вопрошающим Айбол Бекмухамбетов, – Я сейчас пойду к вашему соседу на одной лестничной площадке и скажу: «Почему у вас так грязно? И живут плохие люди?!» Вы скажете: «Это не моя квартира». Пожалуйста, не оскорбляйте, девушка. «Разбазаривать». Вы не меня оскорбляете, вы… (показывает наверх) «Разбазаривать» - это очень тяжелое обвинение.

Коммерческий директор аэропорта Аза Габарова заверила журналистов, что под контроль будут взяты арендаторы, заключившие договор аренды непосредственно с руководством аэропорта. Хотя на их цены жалоб меньше всего.

— Есть нерадивые собственники, есть такие. А выход какой? Есть службы по защите конкуренции. Это в первую очередь их работа, антимонопольная служба, налоговая служба. Я думаю, совместными усилиями можно будет какие-то меры принять.

Суда не будет!

— Я перед нашими уважаемыми блогерами я приношу извинения, если где-то было резко сказано. Я впервые провожу пресс-конференцию, вы видите – я волнуюсь. Может быть погорячились и мы, за это я приношу глубочайшие извинения и готов принять любые наказания, какие вы скажите, – сказал Бекмухамбетов, – а затем обратился к Алибекову – Бауырым, айналайын. Какой суд? Красивый парень!

Бекмухамбетов подчеркнул, что руководство всегда готово сотрудничать для создания максимально комфортных условий для пребывания пассажиров, двери аэропорта всегда открыты.

Экскурсия по аэропорту

После того, как закончилась дискуссия, а приглашенные гости отведали многочисленные закуски (в аэропорту сегодня подавали несколько видов сыров, самсу, овощи, фрукты, печенье и напитки), руководство аэропорта пригласило всех на экскурсию, чтобы продемонстрировать чистые туалеты и взлетно-посадочные полосы.

Журналистам продемонстрировали работу кинологов, которые вместе с собакой осматривали багажи, специально для этого в одну сумку даже подложили "героин", который с триумфом был продемонстрирован после обнаружения. Пес в награду получил мяч.

Далее журналистов повели через duty-free, где они увидели те самые бары и магазины, в которых, пользуясь положением, заламывают цены.

Продавщица и администратор заняли агрессивную позицию, заявляя, что никто не имеет права снимать прилавки и прейскуранты без разрешения хозяев. Но журналистов уже было не остановить: одни начали фотографировать, другие снимать для выпуска вечерних новостей, а сотрудницы баров принялись звонить недосягаемому начальству. Конечно, никакие хозяева не пришли...

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики