Фильм недели: Хозяева. Взгляд бездны

Мади Мамбетов, специально для Vласти

Вчера в Алматы прошла премьера казахстанского фильма, который успешно катается по международным фестивалям - были даже Канны, а теперь он номинирован еще и на Asian Film Awards. Мади Мамбетов рассказывает о ленте «Хозяева», в которой жизнь не знает логики, в ней нет смысла, она абсурдна и совершенно непредсказуема.

Название: «Хозяева»

Выход в прокат: неизвестно

Создано: студия «Казахфильм»

Стоимость билета: неизвестно

Просмотрено: за 93 минуты

Актеры: Ерболат Ержанов, Айдын Сахаманов, Алия Зайналова, Бауыржан Каптагай

Главная причина, по которой стоит сходить: прокатная судьба третьей картины Адильхана Ержанова пока непонятна, но фильм, получивший отличный отзывы в Каннах в мае и открывший в четверг фестиваль Clique в Алматы, ценен настолько, что его стоит ждать.

В живописный аул, расположенный где-то в предгорьях южного Казахстана, со своим нехитрым скарбом приезжает молодая семья – два брата и сестра. И не просто приезжает – переезжает. Какой-то поворот судьбы, неведомый зрителю, изгнал Джона (25), Ербола (17) и Алию(12) из большого города и заставил вернуться в дом, унаследованный от матери. В ауле живописны только пейзажи – остальное заставляет сначала брезгливо поморщиться, затем удивиться, и, наконец, впасть в состояние инфернального ужаса. Сюжет разворачивается по наклонной – троице героев предстоит обживать крохотный убогий домишко, затем объявляются местные жители – полицейские, связанный родством с полицейскими локальный авторитет с семейством, и целый ряд малопонятных, но жутких персонажей. И все, что происходит дальше – происходит по схеме от плохого к худшему, и все, что происходит – происходит в театре абсурда. Режиссеру Ержанову в принципе близка искривленная, доведенная до сюра, гротескная реальность – но отсюда и тот самый животный ужас, вызываемый «Хозяевами». Все, что творится в кадре – наша чертова жизнь.

Картина умело прикидывается черной комедией, - и на самом деле, здесь есть над чем посмеяться. Отдельные реплики, ситуации или выходки персонажей вызывают настоящий смех – но ближе к концу фильма смеются только особенно недалекие - или обкуренные, - зрители. Остальным остается с чувством глубокого душевного дискомфорта вглядываться в экран.


С экрана в зрителя вглядывается бездна.


«Хозяева» сняты нарочито грубо – красивые и выстроенные кадры перемежаются очевидно фальшивой кровью, где-то есть интершумы, где-то про них словно забывают, где-то картинка выцветшая, словно полинявшие фотографии, где-то она сочится ядовитыми красками, - и за это фильм еще получит свою порцию критики. Но все эти «недоделки» работают на главный замысел: жизнь не знает логики, в ней нет смысла, она абсурдна и совершенно непредсказуема. Особенно жизнь в нашем уголке вселенной.

Ситуации и ходы здесь изощренно перетекают друг в друга, по пути полностью меняя смысл. «Хозяева» - это головоломка, которую надо сидеть и разгадывать. Тут много отвлекающих маневров – и бесконечные отсылки к разным произведениям искусства, от живописи (Ван Гог, Матисс, кто еще?) до кино (критик, более насмотренный, чем автор этих строк, увидит там не только хлопотливый псевдо-оптимизм Уэса Андерсона, веселое и отчаянное безумие Сергея Соловьева и нарочито-этническую дурь Кустурицы), и совсем уж запредельные вещи, типа пляшущих к месту и не к месту персонажей, как у Линча. И замечательные актерские работы – от тянущего на себе и своем бесхитростном обаянии весь актерский ансамбль Ерболата Ержанова (Ербол) до одного из второстепенных макабрических персонажей, сыгранного нашим коллегой журналистом Костей Козловым.

Но за всем этим проглядывает другое: безжалостный, проницательный, пронзительный и любящий взгляд художника, рисующего портрет современного казахстанца. И - обитающего вне времени - казаха.

Здесь есть потрясающие сцены, пробирающие до дрожи – одна вот эта, в которой претендующий на дом героев пожилой мужик (в исполнении феноменального Бауыржана Каптагая) избивает Джона (прекрасный Айдын Сахаманов), перемежая сердечное «кещереныз, баурым» («извини, родной») очередным ударом в печень, - уже выносит фильм за рамки обычного кино в ранг шедевров. И таких скомканных, невнятных, но бьющих прямо в цель сцен там не случайные одна-две – это весь фильм. Это про наш, казахстанский, мир – и не просто про трайбализм, непотизм, коррупцию, принцип «человек человеку волк», и «сильный слабого жрет» - нет, тут всюду бездонные пропасти смыслов. И герои – славные, симпатичные люди, - оказываются запятнаны, и злодеи вдруг обнаруживают нездешние глубины, озвучивают жесточайшую правду, и, в целом, вызывают как желание расстрелять их из винтовки, так и «обнять и простить». Нет, не простить – в «Хозяевах» нет места рефлексии и раскаянию. Здесь люди как люди, делают то, что делают, и спокойно творят намаз в сторону Каабы – и в этой стороне у них все еще висит портрет Ленина.

«Хозяева» вызывают такое же чувство душевного смятения, как и прошлогодние «Уроки гармонии». И если «Уроки…», сравнение с которыми неизбежно, облекли свою правду в эстетскую, утонченную, филигранную форму, то «Хозяева» играют в смех, абсурд и бардак, - но правда там одна и та же. Это про нас.

PS. Интервью с режиссером Адильханом Ержановым, взятое за две недели до показа «Хозяев», в скорейшем времени выйдет на Vlast.kz. Не пропустите.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики