Дойдя или доехав по асфальтированной дороге до горного отеля Кумбель, а после, пройдя по горной дороге к плато Кок Жайлау, вы упретесь в строительный котлован. Вы будете несколько минут удивленно смотреть на то, как из некогда зеленого холма вырезали большой и прямоугольный кусок земли.
Различие будет только в том, что вы наверняка увидите технику, которая занималась, и будет заниматься этой работой. Сегодня же её там не было. Как сказал Мукан, отказавшийся называть свою фамилию геодезист, работающий на плато Кок Жайлау, часть техники покинула это место еще вчера. Еще один экскаватор встретился на пути сегодня. «Он медленно едет, времени ему нужно больше», — пояснил потом Мукан.
Группа активистов общественной кампании «Защитим Кок-Жайляу» расположилась на площадке рядом с крошечным домом геодезиста. Часть из них суетилась, доставая из рюкзаков фотоаппараты, лопаты и какие-то продукты, другая часть обсуждала инцидент с анонсом сегодняшней акции, о которой, как выяснилось в итоге, узнали немногие. По словам активистов, Светлане Спатарь, участнице экологического сообщества «Зеленое Спасение», пришлось удалить его из-за недовольства государственных органов.
После того, как суета закончилась, одна из активисток, Салтанат Сарыбаева, предложила другим организовать палаточный лагерь до сентября рядом с котлованом. Все встретили идею одобрительным ликованием. Активисты, которых тогда было 11 человек, ещё некоторое время ждали других людей, после чего решили взяться за лопаты и сделать символический жест в знак протеста строительству — начать закапывать котлован.
Примерно через полчаса к дому геодезиста начали подходить и другие защитники Кок Жайлау. На некоторое время копающие активисты отвлеклись, вернулись к дому, тепло поприветствовали прибывших и начали оживленно беседовать.
В это время Ержан Ашим, журналист и один из активистов кампании, подошел к Мукану и задал несколько вопросов об отношении к строительству курорта. Геодезист переминался с ноги на ногу, пытаясь найти максимально нейтральный ответ. В итоге он робко поддержал позицию активистов, сказав, что «даже в Бразилии инфраструктурные проекты пользы не приносят», но на вопросы других ограничивался тем, что с документами все в порядке, а он всего лишь выполняет свои обязательства.
На вопрос о том, когда было выдано разрешение на начало строительства Мукан лишь развел руками и сказал: «Работы здесь ведутся с 11 июля. Когда мое начальство здесь было, мы все бумаги показали. Почти все, кто есть здесь сегодня, и тогда были здесь, Ержан тоже. Это было в понедельник или во вторник. Вообще, у меня нет полномочий, чтобы давать комментарии, и ни на какие вопросы я больше отвечать не хочу».
На аналогичный вопрос Ержан Ашим рассказал, что им показывали документ с экспертизой: «Но это ненастоящая экспертиза. Почему? Потому что пока не было утверждения о переводе земель национального парка в земли запаса для строительства курорта. Только после этого министерство дает утверждение по экспертизе. А им дали какую-то бумагу, которая говорит, что экспертиза есть и начать предварительные работы разрешено».
«После того, как мы сфотографировали, на следующий день мы поехали в национальный парк. Их юрист сказал, что они передали Кок Жайлау в долгосрочное пользование управлению туризма города Алматы на 49 лет, и нам нужно обращаться к ним. А когда один из наших людей обратился к начальнику юридического отдела управления туризма, которую зовут Любовь Бурумбаева, чтобы получить разъяснения о начале работ, она сказала: «Мы не в курсе, вы к нам не обращайтесь. Еще ничего не должно было начинаться, мы планировали все только к следующему году.
Потом журналистка газеты Курсив позвонила замначальнику ТОО „Кок-Жайляу“. Он перенаправил на пресс-секретаря Бекжана Идрисова. Он, в свою очередь, спросил, откуда мы взяли информацию о начале строительства. Мы показали фотографии, он сказал, что они недостоверны, и мы могли взять их непонятно откуда. Вообще, здесь должен стоять щиток с информацией о строительстве. Кстати, в том документе было написано, что работы здесь ведет КГУ „Управление теплоснабжения и электричества города Алматы“ и нынешние работы — это строительство подстанций, которые будут обеспечивать строительство и работу горнолыжного курорта».
Абай Ерекенов, еще один активист-эколог, в свою очередь рассказал, что управлению туризма работы на Кок-Жайлау никто не одобрил: «Если так посмотреть, у них нет документов на проведение работ, потому что все документы были готовы после февраля и не утверждены. То есть, ТЭО отвода земель не утверждено. Его вернули на доработку. Сам проект не утвержден.
Как все было сделано: они разбили один проект на кучу элементов, и без надлежащего оформления документов начали их вести. Они нарушают даже то, что управление туризма не имеет прав этим заниматься. Это должно делать министерство экологии. Оно должно проводить государственную экспертизу. Должен быть агент, который занимается этим проектом. Государственные органы не должны заниматься бизнесом. И таких нарушений множество».
Он также объяснил, что сейчас есть несколько иностранных компаний, которые, в качестве альтернативы, готовы заниматься в Казахстане экологическим туризмом: «Это европейские компании. Сейчас они изучают наш регион и хотели бы сделать единый маршрут из Казахстана в Кыргызстан через горы. Для этого нужны небольшие деньги, и нужны они только затем, чтобы подготовить самую базовую инфраструктуру — точки питания, туалеты, юрты для ночлега и места отдыха для туристов».
Другой активист кампании Жанна Спунер считает, что строительство на Кок-Жайлау снижает шансы Алматы на проведение Олимпиады в 2022 году: «Международный олимпийский комитет заявил, что у Казахстана есть шансы на Олимпиаду 2022 в Алматы, и единственное, что их снижает — это Кок Жайлау. Для них строительство на территории нацпарка — это минус. Об этом писала одна французская газета, кажется — Le Monde. После череды громких скандалов, особенно о хищении большого количества средств на Олимпиаде в Сочи, МОК начал обращать на это внимание».
Немного передохнув, активисты, которых к тому моменту было человек двадцать, вновь взяли в руки лопаты и решили продолжить то, за чем пришли. Однако, копали они недолго. Спустя некоторое время они решили валить в котлован большие валуны. Эта процессия сопровождалась криками Мукана, который взволнованно предостерегал их от этой затеи, и «хотел лишь, чтобы все остались живы и здоровы».
После победы над самым большим валуном, активисты собрались обсудить небольшие организационные вопросы, после чего решили возвращаться в город, но обязательно вернуться сюда с той же целью. И не раз.