Телевизионная аналитика – дело благородное. За него берутся только слаженные команды во главе с опытными и авторитетными тележурналистами. И в результате зрители еженедельно имеют возможность созерцать в среднем часовую программу о важнейших событиях прошедших семи дней. Однако не все каналы утруждают своего зрителя столь долгим сидением перед телевизором. «Тан» сделал ставку на всем известную сестру таланта – краткость.
Маргарита Бочарова, Vласть
Телевизионная аналитика – дело благородное. За него берутся только слаженные команды во главе с опытными и авторитетными тележурналистами. И в результате зрители еженедельно имеют возможность созерцать в среднем часовую программу о важнейших событиях прошедших семи дней. Однако не все каналы утруждают своего зрителя столь долгим сидением перед телевизором. «Тан» сделал ставку на всем известную сестру таланта – краткость.
В апреле незаметно для глаз широкой зрительской аудитории на телеканале «Тан» стартовала информационно-аналитическая программа под говорящим названием «Разберемся!». 10 недель в эфире телеканала также не принесли программе какой-либо известности. Замеры TNS Gallup Central Asia демонстрируют, что за прошедший период абсолютным лидером канала стал мультсериал «Том и Джерри», который держался в топе программ почти весь май. К слову, ни одна программа собственного производства телеканала «Тан» в число наиболее популярных, как правило, не попадает. Не стал исключением и новый информационный проект.
Однако совсем сбрасывать со счетов продукцию телеканала не стоит. В конце 2011 – начале 2012 года на «Тане» состоялась премьера специального проекта «Мнения», который фактически стал первой независимой площадкой для предвыборных дебатов представителей политических партий в прямом эфире. Большого успеха среди телезрителей программа тогда также не добилась, но и не осталась незамеченной. Разумеется, по качеству и антуражу «Мнения» вряд ли мог сравниться с последующими теледебатами в эфире «Хабара», однако это вина не столько телевизионщиков, сколько самих спикеров, которые, к сожалению, ораторским искусством совсем не блистали.
Возвращаясь к новой информационно-аналитической программе, стоит отметить, что, пожалуй, ее главная особенность - хронометраж. В то время как продолжительность других еженедельных информационно-аналитических программ начинается от сорока минут, а порой даже переваливает за час эфирного времени, корреспонденты «Тана» бодро «разбираются» со всеми событиями за неделю за 15-20 минут. С чем связана такая лаконичность вне прайм-тайма, сказать сложно. Однако нельзя не отметить, что после 60-минутных итоговых выпусков на других телеканалах, 20 минут сжатой аналитики кажутся весьма привлекательными.
Да и размах авторов программы, на первый взгляд, потрясает: телезрителям обещают не просто «15 минут самых острых баталий на темы, о которых говорит и спорит страна, которые обсуждают на кухнях и в спальнях», журналисты программы уверены, что по прошествии четверти часа «зритель обязательно узнает, кто виноват и что делать».
Создатели программы, тем временем, продолжают: «Кому-то может показаться, что за 15 минут много не расскажешь. Но журналист готов с этим поспорить». И здесь в игру, наконец, вступает ведущий, который собственно и будет «разбираться» в том, о чем говорят на кухнях и отчего-то «в спальнях». Главным лицом новой программы стал журналист Мухит Сапарбаев, который, если верить авторам проекта, «успел снискать себе славу эпатажного, скандального, но всегда справедливого» корреспондента.
Итак, в воскресенье в начале шестого в эфире телеканала «Тан», опираясь на стойку, в кадре появился Мухит. После короткого анонса двух основных тем выпуска, Сапарбаев сообщил, что «на неделе в центре внимания оказались дети», которые в свое время были лишены зданий детских садов. В глаза этих детей и отважились, по его словам, посмотреть корреспонденты программы.
Сначала это, по всей видимости, были глаза детей, некогда ходивших в проданный акимом детский сад в поселке Мынбаево Алматинской области. Корреспондент уверенно заявила, что на сегодняшний день в районе «несколько тысяч детей только и мечтают о дошкольном образовании». Дальше больше – выяснилось, что предприимчивый аким района продал под тойхану и другой детский сад, куда и пришла съемочная группа телеканала. Женщина, волею случая оказавшаяся в этот момент в магазине, попыталась объяснить Мухиту свою позицию «чисто по-человечески», ведь и владельцы тойханы вложили в купленное имущество бывшего детского сада свой труд и даже регулярно «обрезают каждый куст». Увидев камеру, женщина ожидаемо попросила не снимать ее. Сапарбаев моментально отреагировал: «Он меня снимает».
Спустя некоторое время тема сюжета, будто, переменилась – журналист перешла к анализу работы еще пока действующих детских садов, а точнее, работающих в них воспитателей. Нерадивую воспитательницу пытливая корреспондент совершенно случайно отыскала в средней школе поселка Абай. Обнаружив на женщине шляпу и солнцезащитные очки, журналист, вероятно, быстро огляделась кругом, чтобы найти упущенных из ее виду детей. К своему счастью, она быстро обнаружила девочку… с ведром. Закадровый голос тут же пояснил происходящее примерно так: «…маленькая воспитанница тащит десятилитровые ведра». Причем он же спустя несколько секунд окрестил происходящее «трудовой терапией», а на экране вновь появились кадры с беззаботно вышагивающей с пустым ведром девочкой под мелодию из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка».
Дальше от первоначально заявленной темы не осталось и следа – корреспонденты принялись за школы, где также «проблем множество». С решимостью первооткрывателей журналисты обнаружили «факты поборов» в средней школе им. Аубакирова в селе Дегерес Жамбылского района. Строго говоря, обнаружили их сотрудники прокуратуры упомянутого района, но своими словами суть дела изложили корреспонденты: педагоги школы «работу прогуливали, а получали и табелировали себя, как будто работали целый день, не покладая рук». В результате, размер так называемых «поборов» составил 24,5 тыс. тенге.
То, в какую сторону занесло журналистов «Разберемся» в следующий миг, уже не поддавалось никакой логике. Нежданно-негаданно в этом же сюжете, начавшемся с распроданных детских садов, всплыла тема ислама. В селе Каргалы Жамбылского района правоохранительные органы обнаружили группу из 70 детей дошкольного возраста, которые в свободное от учебы время в стенах родной школы получали религиозное образование. Что именно не устроило правоохранителей, журналистка так и не сообщила, зато констатировала: сомнительный учебный центр благополучно ликвидировали. На этом сюжет внезапно закончился.
Чего в нем было больше – скандальности, эпатажа, разоблачений или банальной непоследовательности, решать, конечно, зрителям. За сюжетом о детях и всех их проблемах последовал ряд других видеорепортажей, которые уже не казались столько ошеломляющими. Не стоит и говорить о том, что все важнейшие темы недели в 20 минут эфирного времени Сапарбаеву и его команде уместить все же не удалось. Да и намерения такого у создателей программы, скорее всего, не было – показанные в программе сюжеты, казалось, освещали темы скорее локальные, чем общегосударственные. Хотя по количеству разобранных в течение одного пятиминутного сюжета тем программа с уверенностью лидирует среди всех уже известных искушенному зрителю.