На низкую конкурентоспособность казахстанской телевизионной продукции обращают внимание не только рядовые телезрители, но и высокопоставленные государственные служащие. Об особенностях государственного информационного заказа, отсутствии рекламодателей, критике телевидения и о своеобразной сетке вещания отечественных телекомпаний в интервью Vласти рассказывает генеральный директор телеканала «Астана» Ляззат Танысбай.
Маргарита Бочарова, Vласть
На низкую конкурентоспособность казахстанской телевизионной продукции обращают внимание не только рядовые телезрители, но и высокопоставленные государственные служащие. Об особенностях государственного информационного заказа, отсутствии рекламодателей, критике телевидения и о своеобразной сетке вещания отечественных телекомпаний в интервью Vласти рассказывает генеральный директор телеканала «Астана» Ляззат Танысбай.
В чем, на ваш взгляд, заключаются главные проблемы современного отечественного телевидения?
Качественное телевизионное производство – это большие вложения, живые деньги, а их на внутреннем рекламном рынке - мизер. Для серьезных мировых брендов наша телевизионная аудитория слишком малочисленна. Казахстанский рекламный рынок довольно ограниченный. В прошлом году он составил всего 152 млн. долларов. В России же телеканалы в прошлом году заработали на рекламе около 5,5 млрд. долларов. При этом существенную долю нашего рекламного рынка - 30 процентов - «отъедает» ОРТ «Евразия», ретранслирующая российский «Первый канал» и создающая минимум собственных проектов. Помимо этого есть те же кабельные сети, которые оттягивают на себя тоже немалый объем рекламных денег, при этом ничего не производя.
Поэтому сегодня вкладывать в собственное производство могут позволить себе только общенациональные телеканалы, имеющие стабильные бюджеты, и пара-тройка частных телеканалов, которые, по замерам Gallup, имеют долю зрительской аудитории выше 10 процентов. Причем эти показатели формируются преимущественно за счет ретрансляции покупных сериалов и российских юмористических, развлекательных концертов. Это и вынуждает телеканалы делать выбор в пользу рейтингового, но в большинстве своем малоинтеллектуального ТВ-продукта, заполонившего отечественные телеканалы. Поэтому в эфирах казахстанских ТВ присутствует множество сериалов, постоянно повторяемых ситкомов и юмористических шоу «не первой свежести», за которые нас активно ругают. Но именно эти продукты приносят рейтинг, а соответственно и деньги рекламодателя. Вот такой, к сожалению, замкнутый круг.
Сейчас закуп готовой продукции значительно дешевле, чем производство собственных программ. К примеру сегодня на рынке средняя цена за показ серии рейтингового турецкого сериала варируется от 3000 долларов. В то время как, чтобы произвести собственный сериал, необходимо 30 000 долларов за серию.
Многолетние кулуарные разговоры о некорректности замеров Gallup’а также уже набили оскомину всему рынку. Привести на наш рынок альтернативную исследовательскую компанию опять же стоит немалых денег.
Не могли бы Вы описать своего среднестатистического зрителя: кто этот человек, который регулярно включает телеканал «Астану»?
Сейчас за исключением детских, все республиканские телеканалы борются за одного и того же телезрителя. Являясь партийным каналом, мы в большей мере фокусируем свое внимание на социально-активной аудитории в возрасте от 18 и старше. Наш зритель - среднего возраста, двуязычный, образованный, разбирающийся либо желающий разбираться в политике, семейный, с чувством юмора. Этот портрет, конечно же, не моя прихоть, а результат специальных исследований.
За последние годы значительно увеличилась и доля тех, кто смотрит ТВ на государственном языке. Растет новое поколение. Рейтинги показывают, что канал «Астана» располагает достаточными ресурсами, чтобы активно бороться за казахоязычного зрителя. Стоит отметить, что «Астана» - один из редких телеканалов, которому удается соблюдать требования Закона в части вещания на государственном и русском языках. Мы активно используем новый формат – шоу на двух языках. С двумя ведущими – казахоязычным и русскоязычным. Например, «Саған Сенемін. Мой лучший», «Тайказан. Готовят все!». Это очень полезно для тех, кто учит язык.
В текущем сезоне вышел собственный благотворительный проект «Біз біргеміз» - «Мы вместе». Мои коллеги и я гордимся этим проектом. Нам удалось действительно стать мостиком между теми, кто нуждается в помощи, и теми, кто хочет и может помочь. Мы рассказываем о детях, которым нужно лечение, о родителях, которые не теряют надежду, о врачах, которые борются со страшными диагнозами, о тех, кто помогает, о малышах, которые ждут каждый день, когда их заберут из детского дома.
За пять месяцев существования программы мы показали 11 деток – сирот, которые страдают различными заболеваниями. На сегодняшний день мы помогли обрести семью пятерым из них. Буквально на днях, благодаря спонсору-компании «Аллюр Авто» мы подарили Щучинскому дому ребенка автомобиль. Он был им жизненно необходим. Все, кто делает этот проект, можно сказать, наизусть знают адреса детских домов, интернатов для детей с ограниченными возможностями по всему Казахстану, где побывали наши корреспонденты. Хочу использовать эту возможность и проговорить. Вдруг ваши читатели тоже откликнутся. В Коксаекской школе-интернате для физически дефективных детей в ЮКО мечтают о собственной теплице. В Карагандинском доме малютки крыша требует капитального ремонта. Ищем спонсоров. Атыраускому дому малютки хотим подарить специальный аппарат – вертикализатор, это специальное приспособление для детей больных ДЦП.
Мы абсолютно уверены, что только такие проекты могут стать лицом канала, только они несут сообщение аудитории о позиции канала, планах, уровне. Я глубоко убеждена, телевидение должно не только информировать, развлекать, но и помогать!
Насколько Интернет включен в повседневную работу канала: это больше соперник за внимание аудитории или необходимый инструмент в продвижении контента?
Если выбирать, то, скорее, второе. Сейчас для нас интернет - дополнительный источник информирования телезрителей и информации о зрителях. В настоящее время наблюдается тенденция двойного просмотра, когда телезритель одновременно смотрит ТВ и, имея под рукой различные гаджеты, делится своим мнением, комментариями, ссылками заинтересовавшего его контента. Перетекания аудитории от ТВ в интернет, думаю, нет. Это разные люди. Малая часть из них смотрит и то, и другое. Но критика в адрес телевидения в интернете зачастую идет как раз от тех, кто ни одну программу от начала до конца ни на одном яростно критикуемом канале не видел.
Какие требования Вы предъявляете к собственному контенту, и всегда ли удается полностью им соответствовать?
Сейчас в эфире нашего канала есть множество программ собственного производства. К каждому проекту предъявляются высокие требования – он должен быть качественным, актуальным, интересным, понятным телезрителю. Вкусы аудитории меняются, конкуренты тоже не спят. Зрителей, в отличие от каналов, не становится больше. Это одна и та же аудитория, которая делится между электронными СМИ, и смотрит то, что хочет. Мы постоянно работаем над улучшением контента: изучение рынка, зрительских предпочтений, повышение квалификации сотрудников.
За последний год был несколько изменен формат телеканала, проведен ребрендинг, активно применяются новые подходы к организации телепроизводства. Внедрение этих новшеств, перестройка сложившейся системы - процесс непростой. Такие реформы всегда вызывают резонанс и, прежде всего, внутри коллектива. Тем не менее, большая часть сотрудников позитивно восприняла возможность изменить канал к лучшему, воплотить собственные идеи, научиться чему-то новому. Именно на таких людей мы делаем ставку и уже добились заметных успехов. Могу сказать, что компания движется в правильном направлении, потому что за последний год рейтинг нашего канала вырос в два раза.
Из каких конкретно составляющих состоит сетка вещания Вашего телеканала? Какова доля собственного и покупаемого контента, и что конкретно входит в структуру «своего» и «чужого»? И насколько влияет партийная принадлежность на вещательную политику телеканала?
Партийная принадлежность канала видна, скорее, по качеству, по некоей социальной ответственности нашего СМИ, чем по количеству проектов. Задача стоит такая: оставаясь ресурсом партии власти, создавать рейтинговое ТВ.
Сегодня в эфире телеканала «Астана» присутствуют информационные, развлекательные, познавательные программы. Свыше 60% эфира состоит из программ собственного производства. Большая часть из них создается сотрудниками нашего канала. Около 10% производится совместно со сторонними компаниями – аутсорсинг. Оставшиеся 40% контента – закуп, куда входят сериалы, художественные и мультипликационные фильмы, спортивные трансляции.
Особый уровень канала – прямые трансляции. Например, 8 Марта мы выдали в прямом эфире концерт Розы Рымбаевой «Жан анам. Мама». Очень важный момент – это был концерт с «живым» звуком. До нас прямую трансляцию концерта не правительственного, а просто ради настроения зрителей в праздник никто не делал.
Сейчас каналом разработана собственная сетка вещания, основанная на линейном программировании. То есть, в одно и то же время зрителю представляют один и тот же линейный продукт: кино, российский или турецкий сериал, детские фильмы, шоу, аналитику и т.д. По такому же принципу работают крупные успешные каналы по всему миру. Кроме того, наш контент делится на программинг будней, выходных и праздников.
Наступившей весной ожидается значимый пересмотр информационной политики государства, в частности в отношении телевидения. Как руководитель республиканского телеканала, видите ли Вы в этом необходимость?
Пристальное внимание к нашей отрасли со стороны нового госсекретаря, надеюсь, принесет свои результаты. Сейчас медиасфера на всех уровнях, вне зависимости от формы собственности СМИ, получила сигнал о том, что ситуация будет меняться. Тем более что о тех проблемах, которые были озвучены, рынок знает непонаслышке. Мы, медиа-менеджеры сталкиваемся с ними постоянно.
Государственный секретарь четко обозначил проблемы зависимости казахстанских телеканалов от иностранного контента, отсутствия качественных, современных программ в формате ток-шоу, дискуссионные площадки, репортаж, журналистское расследование и др.
Уже сейчас, в свете серьезной конкуренции, наблюдается некий бум телепроизводства. Телеканалы стали активнее производить крупные мегапроекты. И если раньше на казахстанском телерынке крупный проект был событием, то сейчас ряд каналов одновременно производит свои масштабные программы, делая их «якорными» и даже выстраивая вокруг них сетку программ.
Не стало исключением и создание сериалов. Если ранее это было прерогативой государственных каналов, бюджет и ресурсы которых позволяли регулярно снимать сериалы, то теперь к их созданию подключились и коммерческие телеканалы. Как только каналы начали осваивать это направление, вырос уровень и количество отечественных частных производящих телестудий, продакшн-центров.
Сейчас рынок ТВ-продакшна и в целом медиа-рынок активно развивается. Вокруг каждой продакш-компании формируется целая команда профессиональных операторов, осветителей, режиссеров, редакторов, продюсеров. Растут их опыт, знания. Этот процесс начался всего пять лет назад. Результаты, думаю, впереди.
Хочу заметить, что в нашем эфире присутствуют разные по формату проекты, которые, судя по рейтингам, популярны у аудитории. Дискуссионную функцию выполняет ток-шоу «Открытая студия», ведущий которого политолог, общественный деятель Нурлан Еримбетов и его гости - известные эксперты и специалисты в той или иной области - обсуждают актуальные, наболевшие и порой острые вопросы, волнующие наше общество. С апреля этого года на суд зрителей предстанет схожее по формату ток-шоу на казахском языке «Кеш емес» с ведущим, известным поэтом Калкаманом Сариным.
Проекты в жанре журналистского расследования на нашем канале представлены такими программами, как «Громкое дело» - хроника самых нашумевших криминальных преступлениях страны, «Ақиқат алаңы»-«Момент истины» - совместный проект телеканала «Астана» и Общественного Совета по борьбе с коррупцией при партии «Нур Отан» о реальных фактах коррупции.
Среди собственных программ – «Сырласу с Айгерим Сейфолла» и «Статус QUO c Динарой Сатжан». Эти ведущие хрупкие и женственные, но их вопросов побаиваются. Проект «Сырласу» сейчас пользуется большой популярностью у казахоязычной интеллигенции. За 40 минут вечернего интервью порой и знакомого человека узнаешь с новой стороны. Это и есть настоящий профессионализм интервьюера. И для гостей студии это большее испытание. С нашей ментальностью, не каждая известная персона может позволить себе смелость быть откровенным и рассказывать о своих скелетах.
Заслуженной любовью аудитории пользуется наше новое семейное развлекательное шоу – «Саған сенемін – Мой лучший». Формат – соревнование мужчин. Можно сказать – рыцарский турнир на современный лад. Приглашаются для участия пары. Кстати в первом сезоне – очень известные в стране. Изюминка в том, что женщины делают индивидуальные ставки на то, справятся ли их мужчины с заданием. Идея нам сразу приглянулась, поскольку за юмором и шоу есть главное – семейственность, супружество, сплоченность, доверие друг к другу, вера женщин, которая во все времена заставляет мужчин горы сворачивать.
Создание качественного конкурентоспособного продукта требует современного технического оборудования и аппаратуры. Введенный в эксплуатацию ультрасовременный медиацентр предоставляет государственным телеканалам, находящимся в нем, большие возможности для реализации любой креативной задумки при производстве телепрограмм. Это обязывать и нас быть в тренде и наращивать свою техническую базу. С прошлого года мы осуществляем практически полную техническую модернизацию канала, поскольку долгое время телеканал работал на морально и физически устаревшем оборудовании. Уже в конце этого года мы будем технически готовы к вещанию в HD формате. Будет упрощен процесс создания программ за счет использования безленточного производства.
Техническая модернизация требует от сотрудников новых необходимых знаний, чему мы придаем особое значение. Телеканал стал активнее привлекать профессиональных консультантов и тренеров для обучения персонала. Наши сотрудники посещают различные обучающие тренинги и семинары. И это дает свои плоды.
В целом, на этом этапе для развития отечественного телевидения не обойтись без грамотного, точечного патронажа со стороны государства, которое должно создать равные возможности для всех участников телеиндустрии, защитить отечественный рынок от внешних факторов. И только в этом случае казахстанское телевидение станет конкурентоспособным и будет производить качественный достойный продукт. В этом плане интересен опыт соседней Украины, где ввели трехлетнее ограничение на размещение рекламы в закупной продукции, что вынудило рекламодателей вкладывать средства в отечественное производство. В результате сегодня украинское телевидение не отстает по своему развитию от западных телеканалов.
Показателен и турецкий опыт развития телевидения. Там государственным каналам было запрещено покупать зарубежный контент, что также стимулировало создание своего продукта. В ряде стран зарубежья производство собственного телеконтента не облагается рядом налогов. В соседней России уже 12 лет как производство собственного кино и сериалов освобождены от налогообложения. Таким образом, существует множество эффективных механизмов развития телевидения, которые могут быть успешно применены и в наших реалиях.
Кстати, буквально на днях была зарегистрирована новая Ассоциация по развитию теле- и радиоиндустрии Казахстана, которая займется продвижением этих вопросов на нашем рынке. Учредителями ассоциации выступили пять республиканских, негосударственных телеканалов – «Астана», КТК, «31 канал», «7 канал» и СТВ. Мы с коллегами, руководителями телеканалов постараемся решать свои проблемы путем предложения законодательных инициатив.
Отдельное внимание нужно уделить и развитию отечественного радиовещания, на чем акцентировал особое внимание госсекретарь. Это коррелирует с текущими организационными процессами по развитию нашей радиостанции. 22 марта был осуществлен ребрендинг нашего радио с полным его переформатированием. Новая радиостанция «ORDA FM» - это в первую очередь столичное радио формата «CITY», где музыка гармонично переплетается с событиями из жизни Астаны.
А по какой причине телеканал «Астана», который Вы возглавляете, не участвует в государственном заказе, не принимает участие в конкурсах Министерства культуры и информации?
При принятии решения участия в том или ином конкурсе для нас важно произвести качественный продукт, поскольку это пойдет в эфир нашего канала. До этого года тарифы госзаказа, установленные министерством культуры и информации, были значительно ниже себестоимости реального производства. Цена за производство одного часа телепродукта в конкурсах МКИ ранее составляла 120 000 тенге, в то время как себестоимость в разы выше. Производство себе в убыток приводит к падению качества выпускаемого продукта и, как следствие, интереса зрителя и соответственно рейтинга телеканала. Сейчас МКИ активно работает над разработкой новых правил и тарифов госзаказа. Это станет хорошим стимулом для производства контента, который пока, к сожалению, коммерчески нерентабелен. К примеру, госзаказ дает возможность снимать документальные, библиографические, научно-познавательные проекты. Стоят такие программы дорого. Понятно, что они ориентированы на узкую аудиторию, а потому не дадут рейтингов. Но они важны.
Нужно всегда помнить, что перед телевидением стоит и просветительская задача. Такие проекты укрепляют сознание граждан, именно они остаются в памяти, а не сериалы или юмористические концерты иностранного производства. Как правило, каналы сначала наращивают рейтинги, укрепляют финансовую состоятельность, а потом позволяют себе что-то «для души». И, надо отдать должное, это прекрасно понимают сейчас в профильном министерстве. При сложившейся ситуации, когда МКИ по-новому подходит к вопросу госзаказа, расширив тематику, пересмотрев в сторону увеличения стоимость, как раз каналы имеют возможность предложить для госзаказа не развлекательное шоу, цена которого потом отобьется стоимостью рекламы, а качественную документалистику о культуре, науке. И такой подход со стороны государства опять же прямой путь к динамичному развитию отечественного медиа-рынка. В перспективе, пусть и не ближней, хочется видеть Казахстан не покупателем, а продавцом программ, сериалов, кино, новых идей и ТВ-форматов.
Ваш телеканал привлекает значительную часть своей аудитории, во многом, благодаря эффективной работе информационной службы. Насколько сложно в современных казахстанских реалиях поддерживать эту планку, ведь ни для кого не секрет, что доступ к информации особенно в условиях ЧС значительно осложнен?
Наш телезритель должен получать именно объективную информационную картину. Но, к сожалению, не всегда удается представить все точки зрения, и причина проста: одна из сторон, как правило, в категоричной форме отказывает в интервью, в получении важного комментария. Даже в том случае, когда мы направляем соответствующий запрос. Кстати, это касается не только силовых органов, которые создают информационный вакуум, и тем самым порождают различного рода слухи. Подобное поведение, похоже, становится нормой и для руководителей учреждений здравоохранения, образования, руководителей частных компаний. Особенно если речь идет о фактах коррупции. Например, если кто-то из сотрудников больницы или школы брал взятки или весьма халатно отнесся к выполнению своих прямых обязанностей, что в итоге привело к негативным последствиям, то очень часто руководители данных учреждений уходят в глухую оборону. И в данной ситуации ничего не остается, как давать мнения пострадавших людей, независимых юристов, экспертов. Но самой проблемы это не снимает.
Если говорить о случаях ЧС, то здесь мы всегда стараемся давать официальную точку зрения, выверенную информацию. Сенсаций в таких ситуациях не бывает. И надо работать по принципу «не навреди». И осознавать свою ответственность перед телезрителем. Особенно, когда речь идет о крупной аварии, или землетрясении, или о возможной эпидемии. Известно, у информационных агентств в этом плане больше простора. Они могут дать любую информацию касательно кадровых перестановок или какого-то чрезвычайного события со ссылкой на свой «информированный источник». И эта новость потом забурлит в интернете, в соцсетях. Мы себе позволить этого не можем.
Доверие к новостям телеканала «Астана», я считаю, вызвано тем, что они находятся в «золотой середине» между той «чернухой», которой в погоне за рейтингами часто злоупотребляют одни каналы, и чрезмерным позитивом новостей других каналов.
Кроме этого, значительную долю просмотра Вам приносят прямые трансляции со спортивных мероприятий: с соревнований по боксу или хоккею. Намерены ли вы продолжать эту тенденцию? Действительно ли это может стать «золотой жилой» для канала?
Сразу же хочется отметить, что прямые трансляции очень затратны и требуют серьезных технических и кадровых ресурсов. Несмотря на это наш канал продолжает традицию показа всех матчей сезона столичного хоккейного клуба «Барыс», включая выездные игры. Периодически в нашем эфире транслируются захватывающие соревнования по боксу с участием казахстанских спортсменов. В целом спорт пользуется достаточной популярностью у аудитории, что подтверждается неплохими рейтингами, хотя мы не считаем спортивные трансляции «золотой жилой». Да, хоккейные трансляции имеют свою сложившуюся стабильную аудиторию, но они популярны в большей мере среди телеаудитории северных регионов страны. Точно так же у каждого вида спорта своя узкая аудитория. Поэтому спортивные трансляции - это в основном прерогатива чисто спортивных каналов.
Как часто лично Вы смотрите другие телеканалы, и есть ли у Вас любимые программы?
В моем рабочем кабинете целая стена из мониторов, на которых вещают все основные телеканалы. Много лет отдаю предпочтение «Euronews», «Discovery», канал «РБК» тоже смотрю с удовольствием и для пользы дела. Работа на телевидении выработала привычку смотреть телевизор профессиональным взглядом – замечаю недочеты или наоборот беру на заметку удачные идеи и решения. Всегда интересно понимать, почему одну программу караулят в эфире, а с другой «уходят» на третьей минуте. В нашей сфере в плане форматов уже практически все придумано, но бывает и «забытое старое», появляются интересные ребята, настоящие звезды, которые могут то, что до них не делали. И моя задача как телевизионного менеджера, чтобы эти люди работали на нашем канале.