В четверг в мажилисе презентовали проект уголовного кодекса в новой редакции. Он стал толще: в этом документе 467 статей, тогда как в ныне действующем – 422. Ряд правонарушений из административных переводятся в уголовные, для женщин и детей наказания максимально снижаются.
«Всего проектом предусматривается 171 уголовный проступок, из них 58 составов из КоАП, 9 новых и 104 действующих состава преступлений небольшой тяжести», - сказал сегодня на презентации законопроекта в мажилисе первый заместителя генерального прокурора Иоган Меркель.
Он сообщил, что за уголовные проступки предусматривается широкий спектр мягких видов наказаний, в первую очередь, общественные и исправительные работы, а также минимальные сроки давности и отсутствие судимости.
В проекте заложены основы для борьбы со всеми новыми видами преступности, особенно в тех сферах, где активизировался криминал. Особо строго планируется наказывать любые посягательства на детей и подростков.
«В то же время тем, кто впервые оступился, для социально уязвимых слоев населения, в первую очередь, для подростков, женщин, пенсионеров и инвалидов закон максимально смягчит ответственность», - отметил Меркель.
Новеллой, по его словам, можно назвать усиление ответственности за преступления против материнства и детства. С учетом положений кодекса о здоровье предусмотрена уголовная ответственность за клонирование человека.
Отдельной главой выделена ответственность за киберпреступления, в том числе за несанкционированный доступ к компьютерной информации, ее незаконный перехват, модификацию и уничтожение, а также распространение программ либо деструктивных материалов, представляющих общественную опасность.
«Выполнено также поручение главы государства о необходимости наказывать провокаторов трудовых конфликтов – теперь такая норма предусмотрена проектом. Это статья 400, которая предусматривает от одного года до трех лет лишения свободы, - рассказал представитель генпрокуратуры.
Для обеспечения безопасности сооружений для жизни и здоровья человека на всех этапах архитектурной, градостроительной и строительной деятельности введена уголовная ответственность за нарушения правил безопасности в этой сфере.
Как отметил Меркель, по сравнению с действующим Уголовным кодексом проектом основательно переработана система наказаний с акцентом на более широкое применение мер, альтернативных лишению свободы. В частности, с 45 до 42-х процентов снижено безальтернативное применение лишения свободы, которое остается только в 393 санкциях из 920. «Как единственный вид наказания, лишение свободы сохранено только за преступления, совершаемые в составе организованных преступных групп, связанные с причинением смерти человеку, особо тяжкие преступления, в том числе террористические, коррупционные, а также воинские преступления, совершенные в военное время либо в боевой обстановке», - подчеркнул заместитель генпрокурора.
Также, по его словам, введен запрет на назначение лишения свободы за совершение экономических преступлений (кроме рейдерских) при условии добровольного возмещения ущерба.
Для сокращения «тюремного населения» в новом проекте скорректированы предложения по 34 составам. В результате ряд преступлений «перешли» из категории особо тяжких – в тяжкие, а тяжкие – в преступления средней тяжести, по 11 составам введены санкции, альтернативные лишению свободы. По 162 санкциям в новом документе в качестве альтернативного наказания введен штраф. «Его доля теперь составляет более 50%, а его размеры значительно увеличены, в среднем на 57%», - отметил Меркель.
В проекте полностью переработан и институт условно-досрочного освобождения, который предусматривает более мягкие, «щадящие» условия для УДО для уязвимых слоев населения (беременные, женщины, имеющие малолетних детей, пенсионеры, мужчины, в одиночку воспитывающие малолетних детей). Установлена обязательность применения УДО к осужденным, полностью возместившим причиненный ущерб.
Также в проекте нового УК изменено содержание и порядок исполнения исправительных работ, которые установлены как ближайшая альтернатива штрафу и «исчисляются в конкретном размере суммы, подлежащей уплате в бюджет, например 1 тыс. МРП».
«С учетом того, что уклонение от штрафа или исправительных работ влечет замену наказания на лишение свободы, мы ожидаем рост их реального исполнения», - подчеркнул Меркель. - В связи с этим, мы полагаем, что реально заработают штрафные санкции и принудительный труд на благо общества вместо полной изоляции осужденных».
Изменен подход к рецидиву. В новом УК будет учитываться только непогашенная и неснятая судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, без учета судимостей за менее тяжкие преступления. «Более того, проектом исключены действующие правила назначения наказания при рецидиве, при которых даже за кражу курицы или мелкого домашнего скарба суды были вынуждены назначать ранее судимым не менее 2/3 или ¾ от верхнего предела лишения свободы по статье. Теперь, по проекту УК, таких «перекосов» больше не будет», - уточнил заместитель генпрокурора.
Что касается коррупционных преступлений, то для этой категории вводятся как обязательные дополнительные виды наказаний в виде лишения званий, чинов, рангов и государственных наград, так и пожизненный запрет занимать должности на государственной службе. Такой же пожизненный запрет, по словам Меркеля, устанавливается на работу с детьми лицам, совершившим преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
Как напомнил коллегам депутат Рахмет Мукашев, действующий Уголовный кодекс РК был принят 16 лет назад. За это время для его улучшения были внесены поправки в 60 законов и в 300 статей. В этой связи и назрела необходимость принятия нового УК.
Участники презентации задали множество вопросов докладчику. В частности, исполнительный директор ОФ «Хартия за права человека» Жемис Турмагамбетова, говоря об ответственности за провокацию трудовых конфликтов, выразила уверенность, что тот же «Миттал Стил», в случае забастовки не будет отвечать, наказание понесут люди. Иоган Меркель счел нужным уточнить - в новой редакции речь УК идет только о забастовках, не разрешенных судом.
Немало вопросов прозвучало и о смертной казни, о том, что мешает запретить ее, вместо введенного бессрочного моратория. «Конституция», - лаконично отвечал заместитель генпрокурора.
Совершенно неожиданно в обсуждении нового проекта уголовного кодекса смогли принять участие и журналисты, поднявшие, может и более приземленные, но весьма актуальные вопросы. «В прошлом году, когда суды пачками амнистировали виновников ДТП с летальными исходами, эти люди выходили по амнистии, - напомнила журналист телеканала «Астана» Ирина Исакина. - И я была на этом заседании верховного суда, члены коллегии сидели, им было стыдно смотреть в глаза журналистам, но они сказали, мы ничего не можем сделать, потому что это статья средней тяжести. Если тяжесть пойдет по этой статье, мы их выпустить не сможем. Есть ли этот момент в новом уголовном кодексе?», - спросила она.
Замгенпрокурора заверил, что эти преступления, по новой редакции УК, будут относиться к тяжким, а значит, прекратить дело за примирением сторон будет невозможно.
Еще один вопрос касался ужесточения наказания в новой редакции УК по терроризму.
«Мы постарались найти… не сказать «золотую середину», но около этого, - пояснил Меркель. - Чтобы защитить жизнь человека, и в то же время как можно меньше нарушались его права. За особо тяжкие террористические преступления, которые повлекли смерть одного и более людей ответственность усилена, вплоть до пожизненного лишения свободы. А за некоторые террористические преступления смертная казнь есть, хотя она применяться не будет», - заключил он.