Юбилейный, 10-й съезд партии ОСДП, начался со скандала. Впрочем, скандала между представителями ОСДП и «Азат», информированное сообщество ожидало уже год, а то и больше. Амиржан Косанов, зампред ОСДП и генсек объединенной партии ОСДП Азат (теперь уже, видимо, корректна будет приставка «экс» к должностям), в дверях столкнулся с препятствием в виде охраны. Его на съезд, проходящий, в одном из алматинских гостиничных комплексов, удручающих своей «советскостью» и бегущей строкой «баня» на входе, не запустили. Нет мандата – нет съезда.

 

Зарина Ахматова, Vласть

 

Юбилейный, 10-й съезд партии ОСДП, начался со скандала. Впрочем, скандала между представителями ОСДП и «Азат», информированное сообщество ожидало уже год, а то и больше. Амиржан Косанов, зампред ОСДП и генсек объединенной партии ОСДП Азат (теперь уже, видимо, корректна будет приставка «экс» к должностям), в дверях столкнулся с препятствием в виде охраны. Его на съезд, проходящий, в одном из алматинских гостиничных комплексов, удручающих своей «советскостью» и бегушкой «баня» на входе, не запустили. Нет мандата – нет съезда.

 

Vласть уже рассказывала о расколе в объединенной, но так и не объединившейся оппозиции. (Не сошлись характерами (http://vlast.kz/?art=1264)) Но тогда стороны пытались сохранить статус-кво и не выступить раскольниками, вынеся сор из избы. Но распри, про которые политологи говорили, как про основную причину, могущую расколоть политобъединение (а именно: межличностная борьба лидеров двух партий), были давно, вопрос стоял только об одном – кто первым сообщит недобрую весть публично?
 

В этот раз стихийный брифинг Амиржана Косанова поставил точку в почти пятилетней затянувшейся попытке объединения. Надо отметить, что противоположный лагерь - и Булат Абилов, и Амиржан Косанов, искренне хранили молчание все эти месяцы, не комментируя никаких выпадов со стороны ОСДП. Косанов и в этот раз многократно повторил: «Я не хотел скандала». Журналисты увидели заготовленную речь на двух языках, к слову, почти все тезисы, которые он хотел озвучить на съезде, ему пришлось формулировать на ступеньках крыльца.

- Я знаю, что меня не избрали делегатом, это тенденциозно. Я хочу похвалиться, я стоял у истоков этой партии, из 16 областей в 14-ти был я, я призывал их вступить в наши ряды, я говорил, что наша партия – самая демократичная. Но на деле оказывается, что голос рядового партийца Косанова, который к тому же является первым заместителем ОСДП, ничего не решает, я не могу попасть на съезд. И кто-то хочет дискредитировать партию. Вот, Петр Владимирович заходит…

Косанов обернулся к проходящему мимо члену политсовета партии - Петру Своику:

- Здрасьте, - сказал Своик, не прерывая бодрого шага.

 

- Передайте там, пожалуйста, что Косанова не пускают.

Неизвестно, передал ли что-то кому-то Петр Владимирович, но к вещающему на крыльце Косанову, никто не вышел. Трагичности ситуации придавала периодически звучащая фоном музыка Эдуарда Артемьева из кинофильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» - у кого-то из коллег звонил телефон. Косанов, меж тем, продолжал:
 

- Никакого скандала я не хотел, подготовил текст, хотел поздравить с Наурызом, подготовил ряд предложений по реформированию партии. Вот это я хотел сказать, я не хотел бороться за пост председателя или настаивать на должности. Мне сказали, что есть идея – убрать заместителей, наверное, не хотят, чтобы я был заместителем председателя ОСДП. Не Туякбай, а я ездил в регионы, я несу политическую ответственность перед делегатами. Я им говорил, что это самая передовая партия, а теперь какая-то группа людей хочет, чтобы через СМИ нашу партию показали тоталитарной. Мне по секрету сказали, что меня не пускают на съезд, потому что я заранее не договорился с Туякбаем, мы что, секта? Я до сих пор остаюсь приверженцем единства оппозиции. В 2009 решение об объединении принимал весь зал, сегодня голосует только одна половина. Никого из членов «Азата» не пригласили. Мне сегодня стыдно перед рядовыми партийцами. Что мы им скажем? Один не понравился другому, второй – третьему? Я призываю и Абилова и Туякбая отойти от личных политических амбиций – нас ожидают сложные времена, идет перегруппировка властных элит. На этом фоне казахстанская оппозиция должна быть едина. То, что происходит сейчас – позор. Я не уйду из партии. Я ее создавал, я стоял у ее истоков, ради этой партии я сидел в каталажке, пусть не думают, что я сделаю им подарок и уйду. Я останусь как рядовой член партии и буду говорить. Как может партия, которая зациклена на перераспределении властных полномочий внутри себя, говорить об интересах народа?

По словам, Косанова, на мероприятие он не собирался – поскольку понимал, что его здесь не ждут. Но все решил звонок помощника Жармахана Туякбая накануне съезда:
 

- Я вначале думал не приходить, раз не приглашали. В 10 вечера вчера мне позвонил помощник Туякбая и сказал: «Не приходите». Я же вредный. Я решил пойти. Это диагноз – группа людей совершает тихий политический переворот в партии. Если вы говорите о демократии, начните с себя. Мимо прошел Петр Своик. Мы 15 лет рука об руку в оппозицию, когда его избивали, я был рядом, в трудные моменты, он был рядом. Он сейчас проходит тихонько мимо.
 

За брифингом наблюдали рядовые партийцы – из-за стекла. Три охранника загораживали двери, сквозь которые на улицу протиснулся другой политик – Серикжан Мамбеталин. В зал он больше не вернулся. Журналисты не спешили внутрь, где собралось немногим меньше 200 делегатов – примерно 10 человек от каждой области. Свое пламенное выступление Косанов после многих месяцев политкорректного молчания завершал при полном аншлаге. Народу прибывало. Как потом отметят журналисты, это было самое занимательное выступление на съезде. Внутри, будто ничего не случилось, открывал съезд председатель ОСДП – Жармахан Туякбай, с трибуны неслись слова об этике и морали. Презентуя новую программу партии, он отметил - и тут хочется выделить это особо – программа должна предложить стране обновленный вариант морально-этического фундамента.

 

- Если попытаться найти общий смысл, объединяющий все многочисленные предложения нашей программы, я бы сформулировал его следующим образом – мы предлагаем Казахстану новую морально-этическую платформу. Точнее, мы предлагаем решительно очистить общественные нравы от 20-летней коррозии, вернуться к первозданному значению понятия "мораль". Оно означает «совокупность норм поведения, вытекающих из устоявшихся общечеловеческих и исторически сложившихся у нашего народа представлений о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном применительно к интересам всех членов общества».
 

На сцене из известных личностей можно было наблюдать Балташа Турсумбаева, в прошлом - министра сельского хозяйства, заместителя премьер-министра. Амирбек Тогусов и Петр Своик сидели в зале. Булат Абилов вовсе решил не приходить. Почти два часа ушло на то, чтобы делегаты выступили в едином порыве идти к светлому партийному будущему. Было принято также решение открыть еще три представительства партии – в Семипалатинске, Туркестане и Каскелене. Все это – для того, чтобы лучше охватить электорат.

Небольшое оживление в ход мероприятия внес еще один скандал. Охрана стояла на дверях как наши под Брестом, в зал не запустили еще ряд людей, в числе которых - Инга Иманбай, журналист газеты «Ашык алан», корреспондент «Радио Азаттык» Асылхан Мамашев и журналист портала «Абай.kz» Омиржан Абдихалык, а также представитель движения "Улы дала" Габиден Жакей, хотя у последнего было приглашение. Оборона входа был столь мужественной, что даже представитель пресс-службы партии, ныне – член президиума Максим Андрюшин, не смог ничего сделать. Позже, на брифинге после съезда – руководство партии так и не смогло дать внятных объяснений случившемуся.

Делегаты приступили к голосованию, был сформирован новый политсовет из 37 человек. Голосовали за список – единогласно. По первому пункту Петр Владимирович Своик не голосовал, отсутствовал в зале - был занят спором с журналистом на предмет гражданской прослойки и буржуазных революций.


Затем делегаты проголосовали за обновленный состав президиума, 13 человек, в числе которых – Болат Абишев, Серикбай Алибаев, Максим Андрюшин, Дастан Кадыржанов, Оразалы Сабден, Петр Своик, Амирбек Тогусов, Балташ Турсумбаев. Ни Косанова, ни Абилова, в списке, как вы уже догадались, не оказалось

 

Как пояснил Жармахан Туякбай, выбирали по принципу «ближе к центру», те, кто может оперативно собраться. Возражений не нашлось. Тогда Балташ Турсумбаев решил «узаконить» статус лидера партии:


- Это исторический съезд. Прошу за это проголосовать. Против? Воздержавшихся нет.

Редкие аплодисменты были с места прерваны кем-то из делегатов, усмехнувшимся: «Ну, хоть какую-то альтернативу предложите! Посмотрим, кого выберут». «Пока так, - улыбнулся Турсумбаев, - А ваше предложение пока пусть ждет будущего».


На этом делегаты поторопились из душного зала – на запах обеда, который распространялся в строгом соответствии с законами советского общепита – везде и беспощадно.

Журналисты, выдержавшие все пламенные спичи делегатов, в нетерпении ждали, пока президиум решит, где лучше давать брифинг – на сцене или в коридоре. Сошлись на первом варианте. Конечно, первый вопрос был отнюдь не о политических планах партии.

- Почти больше года Косанов не принимает участие в нашей партийной организации. Мы вели в это время интенсивные переговоры в отношении его участия в работе партии, но, к сожалению, я не хочу лишнего ничего сказать, но переговоры не увенчались успехом. Мы до последнего ждали, что он согласится быть делегатом нашего съезда. Но тем не менее, он согласия не дал. Он сегодня пришел не для того, чтобы вести плодотворную работу, а с деструктивной миссией. Я думаю, что мы сделали правильно – съезд это не балаган, съезд это регламентированное уставом мероприятие. Косанов, который не является делегатом, не мог участвовать в съезде. Булат Абилов, Маржан Аспандиярова являются членами партии «Азат», которая сегодня существует, они состоят в президиуме партии. Сегодня существуют – две партии.

Относительно статуса Амиржана Косанова, члены президиума путались в едином ответе, выстроившись в шеренгу на помосте. Но в конце Туякбай все-таки подтвердил – Косанов в рядах состоит, но на правах простого партийца, хотя на съезде вопрос о снятии его с должности зампреда не поднимался.

- Мы не считаем это трагедией, это просто вызывающий ажиотаж спекулятивный вопрос, - заявил Туякбай, отвечая на вопрос корреспондента Vласти, - Во-первых, я не скажу, что главной причиной развода являются идеологические разногласия, они были, но они не существенные.. Главное, что объединение не состоялось, его не допустили. Из-за наличия института сопредседательства фактического объединения партий не было. Часть «азатовцев» - сами по себе, ОСДП – сами по себе. И постоянно мы занимались разрешений склок и взаимных претензий. Но даже это можно было бы преодолеть, но Минюст сказал, что объединять две партии нельзя, хотите объединяться, ликвидируйте «Азат», повторный съезд «Азата» не провели, не хотели, вот результат. Дальше держаться за иллюзорное объединение смысла нет. Это могло грозить тем, что завтра могли закрыть ОСДП. При этом я еще раз отмечу – мы не враги! Нам все равно придется работать совместно. Наши цели совпадают, но как партия мы должны четко обозначить свое место.
 

В конце печального сказа об этом затянувшемся, но так не случившемся объединении, хотелось бы сказать, что сотрудники центрального аппарата ОСДП «Азат», отработавшие внеочередные парламентские выборы до сих пор так и не получили зарплату. Стороны разошлись, разделили имущество, но до сих пор не могут договориться, кто именно будет платить «алименты».  

Свежее из этой рубрики