Спецпроект «Моногорода»: Лотерейный билет для Кентау
Кентау – единственный город в Южно-Казахстанской области, который попал в список государственной программы развития моногородов. Даже самый юный кентауец знает, что такое «моногород» и зачем ему программа госразвития. Ответ есть у каждого, для Кентау – это путь возрождения.

 

Тогжан Калиаскарова, Vласть,

Фото Данияра Мусирова

 

 

Кентау – единственный город в Южно-Казахстанской области, который попал в список государственной программы развития моногородов. Даже самый юный кентауец знает, что такое «моногород» и зачем ему программа госразвития. Ответ есть у каждого, для Кентау – это путь возрождения.

 

Город Кентау находится у подножья гор Каратау, в 30 километрах от Туркестана. Город относительно молодой, ему еще нет и 60-ти. Но за эти годы горняцкий городок пережил уже много событий: от ликвидации градостроительного предприятия до «великого переселения народов».

 

Мы приехали в город в воскресенье днем и очень удивились, что на улице не было ни души. Возможно,  кентаусцы отдыхали, и не хотели лишний раз выходить под палящее солнце, температура – под 40 градусов жары, знойный ветер с пылью – не до прогулок.

 

Долго не задерживаясь в гостинице, мы вышли в город.  Уже имея небольшое представление о нем  из интернета и рассказов попутчицы из поезда, которая все детство провела в Кентау, мы с интересом озирались по сторонам.

 

 «Это мой самый любимый город, - вспоминала женщина. - В моих воспоминаниях Кентау остался красивым, зеленым, с современными зданиями и фонтанами городом, - помолчав пару минут, она добавила, к сожалению, сейчас там все не так»…

 

Нас мучал вопрос, а как же там сейчас? Гуляя по улицам Кентау, мы поняли, что имела в виду наша попутчица.

 

Город будто остался жить в СССР -  подуставшие дороги, здания, жилые квартирные дома (в некоторых из них виднелись разбитые окна квартир, в которых, по всей видимости, уже никто не живет), все говорило о том, что городу явно нужно второе дыхание.

 

Мы не раз сталкивались на улицах города со строителями, которые активно возвращали к жизни старые здания, стелили новые дороги и обустраивали, который находится в самом центре города. С утра до позднего вечера садовники подстригали кусты, облагораживали город.

 

В понедельник  утром нас пригласили на встречу с акимом города Бахытбеком Байсаловым. Он сказал нам, что поговорит с нами позже, когда мы познакомимся с городом, его жителями и проблемами.

 

«Мои двери всегда открыты, вы можете прийти ко мне в любое время. Я никогда не от кого не скрывался, но я считаю, для вашей работы будет лучше, если вы узнаете город изнутри, пообщаетесь с горожанами, возможно, они вам расскажут о наболевших проблемах города и которых, вам будет интересно узнать у меня, пути решения данных проблем. Я не могу сказать, что в городе нет проблем, они есть», - добавил он.

 

Как и сказал аким, мнения  кентаусцев разделились. Женщина, славянской внешности (мы не зря акцентируем на этом внимание) согласилась дам дать комментарий только анонимно, добавив, что представляться ей категорически нельзя из-за нездоровой обстановки в городе. Под этим она подразумевала абсолютную доминанту государственного языка, по словам женщины, тем, кто его не знает, очень сложно найти хорошую работу, получить соответствующую медицинскую помощь или устроить ребенка в школу.

 

«Мой ребенок закончил казахскую школу, сейчас учится в техникуме в казахском отделении, а все почему? Потому что, я не хочу, чтобы он как я, имея высшее образование, но, не зная казахский язык, работал чернорабочим или грузчиком», - призналась нам коренная жительница Кентау.

 

Позже она добавила, что по образованию она педагог, всю жизнь проработала в школе, сегодня ей приходится работать,  где придется: «то ремонт в квартирах делаю, то санитаркой в больнице»…

 

На третий день пребывания в горняцком городе мы уже  перестали удивляться, что официанты славянской внешности принимают заказы в кафе на казахском языке, мы в свою очередь старались подтянуть свой казахский.

 

А вот ученица  11 класса, республиканской школы «Дарын», Дарья Умрихина, не затрагивала тему «языка» и сделала акцент на дорогах и внешнем изменении города.

 

«Сделали красивую аллею, в некоторых частях города поменяли дороги, но было такое, что в городе менялись трубы, потом положили асфальт, но потом снова начали работы с трубами, в итоге дороги получились не самого лучшего качества. Все в городе об этом знают. Весной много чего посадили, парк, наконец-то привели в порядок. Внешне город меняется в лучшую сторону, но качество оставляет желать лучшего», - рассказала она.

 

Дарья планирует учиться за пределами Казахстана, но собирается вернуться в свой родной город.

 

«Я думаю, я могу изменить город к лучшему, я действительно так думаю. Возможно, нас с детства программируют, что именно мы – будущее нашей страны».

 

Очень хотелось бы узнать, на самом ли деле вернется юная леди домой после нескольких лет за пределами родины…

 

Развал

 

Полный кризис для Кентау наступил в девяностые, закрытие градообразующего предприятия – Ачисайского полиметаллического комбината, швейно-трикотажной фабрики и экскаваторного завода повергло горожан в полный шок. Многие кентаусцы остались без работы, новые рабочие места, естественно, не создавались.

 

А ведь в советские годы Ачисайский полиметаллический комбинат был известен на всю страну, по словам кентаусцев, люди из разных городов и стран СССР хотели работать в этом градообразующем предприятии и жить в Кентау.

 

«Выживали мы тогда, кто как мог, были очень тяжелые времена. Многим кентаусцам ничего не оставалось, как уезжать из города туда, где есть работа, особенно это касается представителей различных этнических меньшинств, они возвращались на свои исторические родины», - вспоминает специалист по работе со СМИ акимата Кентау  Рысты Атабек.

 

Председатель узбекского этнокультурного центра Хашим Абдувалиев, который занимает данный пост уже более 16 лет, тоже рассказал нам о «великом переселении народов» из Кентау.

 

«Многие узбеки тогда уехали, очень сложные времена были. Переезжали все, кто когда-то строил этот город, греки, русские, немцы. Если немцев поддерживали на их исторической родине, кстати сказать, до сих пор поддерживают, помогают их этнокультурному центру, то с узбеками все по-другому. Им пришлось уехать в Узбекистан, но и там они оказались не нужны», - вспоминает он.

 

Председатель узбекского этнокультурного центра рассказал нам, что сейчас многие узбеки, которые переехали в Узбекистан, хотят вернуться назад в Кентау.

 

«Некоторые возвращаются, но встречаются тут с другой проблемой, очень сложно получить гражданство, а если у тебя нет гражданства, следовательно, нет прописки, хорошей работы, а главное молодые узбеки не могут получить аттестат о том, что закончили школу», - добавил он.

 

В Кентау проживает более 24 000 этнических  узбеков. Из 26  школ Кентау, в двух изучается узбекский язык, по словам Абдувалиева, несколько лет подряд ученики этих школ занимают призовые места на всевозможных олимпиадах по казахскому языку и средний балл в ЕНТ по государственному языку, у них был выше, чем у выпускников казахских школ.

 

Не смотря на то, что работа этнокультурных центров никем не спонсируется, члены центра ежемесячно помогают малоимущим семьям, организуют благотворительные концерты. К примеру, в Кентау более 80 школьников из малоимущих семей  каждый день имеют возможность обедать за счет этнокультурного центра.

 

Другой представитель этнокультурного центра Фарит Аюпов, председатель татаро-башкирской диаспоры, которая насчитывает около 3 000 человек,  гордится тем, что в Кентау ежегодно проводится праздник Сабантуй. В Южно-Казахстанской области такое большое внимание татаро-башкирским традициям и культуре уделяют только в Шымкенте и Кентау.

 

Коренной житель Кентау с ностальгией вспоминает о былых временах, когда город действительно был многонациональным, и каждый представитель своего этноса вносил в город свою неповторимую черту.

 

« К примеру, греки, были уникальны в своем мастерстве строительства зданий. Дома, которые они строили в 60-е, были новинкой для всего Казахстана. В селе Байылдыр греки стали впервые строить дома с мансардами, для нас в то время это было дикостью», - рассказывает он.

 

Практически каждый кентауец, с кем мы беседовали, вспоминал добрым словом представителей греческого народа. В свое время их депортировали в Кентау – здесь  они считались мастерами на все руки, элитой, интеллигенцией. Но с представителями диаспоры нам не получилось поговорить -  председателя культурного центра в городе не оказалось.

 

«В 90-годы мы жили без света, без тепла, без воды, тем не менее, мы выжили, видимо, в Кентау на самом деле живут сильные духом люди», - подытожил Аюпов. 

 

Он также как и представитель узбекской диаспоры уверен, что кентауской молодежи просто необходимо сейчас получать культурное воспитание, ходить в кино, театры, стимулировать их к тому, чтобы они оставались в городе, «чтобы было ради чего оставаться».

 

В городе действительно кроме кафе и танцевальных площадок,  у молодежи ничего нет. Для молодых кентаусцев нет разницы, когда гулять, «танцпол» был заполнен как в выходные, так и в будние дни, пивная, которая находится в самом центре города, изобилует посетителями.

 

Есть ли  работа?

 

У местных властей и простых кентаусцев два совершенно противоположных взгляда на одну и ту же проблему. Горожане считают, что работы в городе нет, молодежь не работает, и им приходится уезжать из города «в поисках лучшей жизни», а представители акимата и профсоюзов уверены, работа в Кентау есть, как говорится, кто захочет - найдет.

 

«Моему сыну 21 год, он закончил техникум в Кентау, а сейчас я даже не знаю где он работает, он мне не говорит, может ему стыдно, я не знаю. Все его друзья, соседские дети, которые выросли на моих глазах, никто не работает официально, а чем занимаются – непонятно. Деньги домой приносит, немного, конечно, но приносит, знает, что нужно кормиться», - рассказала нам  одинокая мать, которая воспитывает единственного сына.

 

А вот Сергазы Кунтауров, генеральный директор самого крупного предприятия в Кентау «Кентауского трансформаторного завода»  рассказал, что работники на завод нужны всегда, в связи с этим в прошлом году при заводе открыли колледж, в котором готовят молодых специалистов.

 

Он рассказал об успешной карьере технического директора завода Галымжана Кулакбаева, который занял этот пост в 26 лет.

 

«70 % специалистов и работников на нашем производстве составляет молодежь от 20 до 30 лет. Мы уделяем огромное внимание подготовке кадров, каждый год я принимаю на работу от 50 до 70 выпускников колледжей и вузов», - добавил он.

 

Более того, директор крупнейшего предприятия Кентау считает, что на сегодняшний день существует дефицит новых кадров.

 

У акима города Бахытбека Байсалова свой взгляд на данную проблему.  Он согласен, что есть проблема с кадрами. Сейчас по его словам, государственные служащие, которые работают в Кентау, загружены на столько, что им приходится работать за двоих, а все потому, что не хватает специалистов.

 

«Было время, когда в Кентау облагораживали город 1 500 человек, на сегодняшний день это цифра сократилась в несколько десятков раз, 30 человек убирают мусор, около 40 – занимаются озеленением города. Зимой другая история, раньше 500 человек подготавливали город к холодам, сейчас у меня всего 15 человек в бригаде, из них только 2 знают, что такое теплотрасса, я на них буквально молюсь, потому что знаю, если кто-нибудь из них уйдет с работы – никто не придет на его место», - сокрушается аким.

 

Объясняет аким это просто – поколение специалистов, которые были заинтересованы в работе – уехали не в самые лучшие времена для Кентау, также, аким не скрывает «будет больше рабочих мест, соответственно будут большие затраты на заработную плату, а это – повышение тарифов, а кентауцы к этому не готовы».

 

А председатель узбекского этнокультурного центра Хашим Абдувалиев считает, что именно из-за повальной безработицы в Кентау, определенный процент выпускников отказывается сдавать ЕНТ.

 

«Они идут учиться в колледж или техникум и затем уезжают в другие города, чтобы работать и зарабатывать себе на жизнь. А где здесь работать? Негде», - констатировал он.

 

На сегодняшний день в рамках программы развития моногородов в Кентау планируется запуск нескольких проектов, которые смогут обеспечить кентаусцам рабочие места. К примеру, строительство овощехранилища, кислородного цеха, производство гипсового порошка и бетонных изделий. Благодаря данным проектам откроется более 200 рабочих мест.

 

В Кентау был открыт Центр обслуживания предпринимателей. За несколько месяцев работы центра более 200 предпринимателей смогли получить консультационные услуги.

 

По следам хана Абилмамбета или экотуризм по-кентауски

 

Мало кто знает, что в горняцком городе, точнее в Каратауском заповеднике, который находится в Кентау, активно развивается экотуризм. В красную книгу из Каратау занесены 72 вида растений, а главная гордость этих мест – каратауский архар,  сейчас осталось всего  293 особи.

 

По словам директора Каратауского заповедника Жасара Адильбаева, число архаров за последнее время выросло в несколько десятков раз.

 

«На момент создания нашего заповедника, а это 9 лет назад, в Каратау было всего 38 архаров, мы стараемся сохранить и приумножить флору и фауну нашего заповедника», - рассказал он.

 

Для экотуризма выделена определенная территория, так как Каратауский заповедник является закрытым местом, вход в который есть только у его сотрудников.

 

В заповеднике активно ведутся работы над экокабинами, уже проложена дорога и маршрут для туристов. Стоит отметить, что в Каратауский заповедник приезжают экотуристы не только из Казахстана, но и со всего мира.

 

«Мы идем в ногу со временем, мы хотим развивать зеленую экономику. Туристы приезжают практический каждый день. Гости из зарубежья, которые удивляются нашей природе, восхищаются ею», - рассказал Жасар Аширович.

 

В буферной зоне планируется оборудовать водяные мельницы, которые будут поливать зону питомника, одна мельница уже служит на благо заповедника. В будущем, Жасар Аширович не скрывает, что хотел бы использовать на территории заповедника и в буферной зоне только солнечную энергию.

 

Пожалуй, одной из главных достопримечательности туристической зоны является ханский трон, который принадлежал Абилмамбету. По легенде, которую рассказал нам гид,  во времена джунгарского нашествия в этом ущелье заповедника казахский хан Абилмамбет основал свою ставку.

 

Мы же в свою очередь, пользуясь случаем, примерили ханский трон на себя и загадали желание, по здешним традициям, так должен сделать каждый посетитель ханской ставки – посидеть на троне и опробовать воду из родника, из которой пил хан Абилмамбет, нам пообещали, что наши желания обязательно сбудутся.

 

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики