Более того, продюсер Арман Асенов сообщил, что деньги закончились в подготовительном периоде и необходимы новые вливания для того, чтобы начать съемочный период. Параллельно режиссер Рустем Абдрашов рассказал о том, что теперь вместо истории правления четырех ханов, в сериале будет показана лишь история хана Жанибека и будет гораздо меньше действия (читаем экшна).
О том, что проект Рустема Абдрашова обречен стать катастрофой и ночным кошмаром «Казахфильма» можно было говорить с той же секунды, когда он, собственно, был объявлен. А именно в ноябре прошлого года. Создать масштабное историческое двадцатичасовое полотно за год и выпустить его на экраны невозможно – это ясно даже тем, кто далек от процессов кинопроизводства. Неслучайно, политолог Айдос Сарым назвал должности режиссера и сценариста «Казак елi» заведомо расстрельными.
Тем не менее, министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы заявил, что сериал будет сдан в срок и озвучил громкую (на первый взгляд) сумму бюджета в один миллиард тенге. Оно и понятно: миллиард тенге звучит авторитетно и внушительно, чем 5,5 миллионов долларов.
Дело в том, что за 5,5 миллионов маловероятно снять не то что исторический сериал о становлении казахской государственности, но и создание полнометражного фильма остается под большим вопросом. Для сравнения, на съемки двухчасового «Кочевника» было потрачено около 40 миллионов (но это было до мирового финансового кризиса), в посткризисное время съемки исторического боевика «Жаужурек мын бала» обошлись государству в 10 миллионов. А после этого страна пережила еще и девальвацию.
Тем не менее, в марте студия сообщает об официальном запуске проекта (правда, число серий сократилось ровно в половину) и назначении Рустема Абдрашова на пост режиссера сериала. При этом положение у студии более, чем не завидное: на создание проекта отведено мизерное время и смехотворный бюджет. Кроме того, дополнительным скандалом стало опровержение Ермека Турсунова слов президента «Казахфильма» о том, что он станет режиссером трех заключительных эпизодов «Казак елi».
Что же сегодня представляет из себя проект «Казак елi»? Судя по всему, Абдрашов вместе с командой сценаристов перекроил сценарий, максимально сократив все батальные и массовые сцены и вполне вероятно, что на выходе мы увидим разговорную политическую драму в декорациях фильма «Кочевник». И может быть, оно бы и получилось лучше, если бы в стране был бы хоть один автор, умеющий писать интересные и захватывающие диалоги. Однако, скорее всего нас ждут патриотично-поэтические восхваления степи, казахского духа и безоблачного неба над головой. Тем более, что фирменная стилистика Абдрашова к этому более чем располагает.
Идем далее. До сих пор с проектом не связан ни один актер. Вполне вероятно, что исполнители главных ролей все-таки утверждены, но студия не спешит с тем, чтобы обнародовать список персонажей и исполнителей.
Кроме того, проект «Казак елi» может лишиться поддержки ведущей каскадерской группы Казахстана Nomad под руководством Жайдарбека Кунгужинова. Дело в том, что часть каскадеров уже перебралась в Европу для съемок второго сезона американского сериала «Марко Поло», и в скором времени к ним должны присоединиться и другие отечественные актеры и каскадеры.
Наконец, так и не определена дата начала съемочного периода. В своем интервью каналу «Алматы» Абдрашов заявил, что костюмы для съемок будут готовы только через месяц. То есть, в лучшем случае, команда «Мотор!» прозвучит на площадке только в середине августа. И на то, чтобы снять и смонтировать десять серий у студии остается три осенних месяца.
Любой здравомыслящий кинематографист скажет, что за три месяца даже простенький полнометражный фильм создать от начала до конца просто невозможно. Но даже если случится чудо, авторы проекта с вероятностью в 99% столкнутся с главной проблемой – зрительским восприятием.
Арыстанбек Мухамедиулы и создатели картины опрометчиво сравнили «Казак елi» с турецким сериалом «Сулейман Великолепный», чем сильно завысили градус ожиданий от проекта. Как же отреагирует зритель, увидев дешевый (давайте называть вещи своими именами) сериал о становлении казахской государственности, снятый набегу?
Последствия от проекта «Казак елi» для «Казахфильма» уже сейчас можно назвать катастрофичными. В лучшем случае, произойдет очередная смена руководства, в худшем - опасения кинематографистов о приватизации оправдаются и страна лишится единственной государственной киностудии. Тем более, что с каждым годом «Казахфильм» дает для того все больше оснований. Впрочем, надежда на чудо всегда есть (в конце концов, выдержали ведь когда-то провал «Кочевника») и может быть тогда министерство культуры и спорта и АО «Казахфильм» поймут, что затея снимать кино и сериалы к юбилеям чего бы то ни было глупа и бесперспективна.