Почему вдруг «Бункер» взялся изобретать велосипед, когда прогрессивные люди давно изобрели Лэнд Крузер, а экономные – уже даже предложили от него отказаться, - непонятно. Но в 2015 году выдавать театр абсурда за нечто свежее, смелое и экспериментальное, как минимум, нечестно.
Понятно, что зритель «Бункера» – не самый искушенный, понятно, что труппа состоит сплошь из любителей и энтузиастов, но даже в этой связи совершенно неясно отсутствие стремления к самообразованию. Активности коллектива в форме квестов, концертов и фотосессий выглядят неплохо и даже оригинально, но с театром в «Бункере» дела обстоят очень неровно.
Так, предыдущий спектакль театра, «Банка» по пьесе Таи Сапуриной, хоть совершенством и не был, но имел важное и редкое для отечественного театра качество: принадлежность к современной, новой драме. Что же до «Лысой певицы», несмотря на то, что пьесе уже под семьдесят, театральная критика до сих пор не признает удачной ни одной ее постановки на русском языке. Просто потому что в русской театральной культуре для абсурда места так и не нашлось.
Больше всего вопросов в этом контексте, разумеется, возникает к режиссеру. Илья Бобков, выросший в театральной семье и получивший лучшее в стране (читай: единственно возможное) театральное образование, принес в совсем юный коллектив пьесу, место которой в учебниках по истории театра. Артисты, судя по хронике подготовки спектакля в соцсетях, об Ионеско в большинстве своем услышали впервые. И, несмотря на то, что многие интуитивно понимали, что играть «Лысую певицу» стоит как-то не так, как они привыкли видеть и делать, спектакль получился больше всего похож на французскую комедию.
Что все время подготовки спектакля делал режиссер и как он работал с актерами – загадка. Потому что «Лысая певица» выглядит в лучшем случае студенческим спектаклем на механико-математическом факультете, несмотря на заверения, что текст режиссером и труппой разбирался несколько недель. Произнося «йогурт прекрасно действует на желудок, почки, аппендицит и апофеоз», актриса лицом, жестами и интонацией играет йогурт. Хотя вроде и осознает, что он там совершенно ни при чем.
В попытке создать историю из текста, в котором истории по большому счету и нет, интонируя точно по содержанию, исполнители только запутывают зрителя, и тот начинает искать скрытые смыслы в спектакле, где суть лежит гораздо ближе к поверхности, чем кажется.
«Лысая певица» «Бункера» была бы сносной, назови ее набором этюдов для обучения труппы существованию в форме театра абсурда. Но ее преподносят как спектакль, даже как – событие, продают (пусть и очень недорого) билеты и собирают отзывы в Инстаграме. Но хорошо было бы не делать публику свидетелями тренинга труппы, а показать такой результат, от которого было бы понятно: эти ребята уже умеют.
Коллектив «Бункера» по-прежнему имеет громадный запас энергии, которую, к сожалению, не торопится направить в русло обучения. У труппы есть как возможности, так и ограничения, и если первые стоит использовать, то со вторыми впору научиться жить в гармонии. «Бункер» в силу объективных причин – театр бедный, и это вполне можно превратить в эстетику, а не пытаться изо всех сил выглядеть чуть более броско (впрочем, в этом впору уличить полстраны). А все оставшиеся силы потратить на то, чтобы подтянуть теорию и историю. Благо, посмотреть лекции или спектакли онлайн – не стоит ни копейки.