Итак, первый и главный тренд ушедшего театрального сезона – независимые театральные проекты. Антрепренер Разия Хасанова своей «Любовницей» задала нужный тон, и всего за несколько месяцев в городской афише появились еще и «Обезьянки Чарли» Евы Бехер, «Наташина мечта» Наталии Сакович, «Счастливые поют» Галины Пьяновой. Спектакли, поставленные на арендованных сценах, за рамками существующих театров, оказались внезапно очень популярными. На часть из них билеты было не достать, несмотря на то, что ценник на них по алматинским меркам был сильно выше среднего – до 7 тысяч тенге. «Любовницу» и «Обезьянок Чарли» успели даже повозить по гастролям в города Казахстана, и не без аншлагов.
Анастасия Тарасова
Десять новых спектаклей показали только в рамках проекта «Время действовать», который инициировал театр ARTиШОК. В начале сезона директор театра Анастасия Тарасова объявила, что готова предоставить сцену и оборудование театра любому независимому режиссеру, у которого есть готовая идея или хотя бы намерение поставить спектакль. В первые несколько месяцев желающих «действовать» было настолько мало, что участниками проекта оставались сами артишоки, и по итогам половина – пять из десяти – спектаклей-участников была поставлена при непосредственном участии ARTиШОКа. При этом два моноспектакля, «Проба» Чингиза Капина и «Москва-Петушки» Дмитрия Копылова, оба в постановке нового режиссера театра Кати Дзвоник, зрителям так полюбились, что их включили в афишу сезона.
Благодаря «Времени действовать» в Алматы состоялись и гастроли театров из двух ближайших к Алматы столиц соседних стран – бишкекского «Места Д» и ташкентского «Ильхома». ARTиШОК же оказался ответственным и за самый, пожалуй, громкий гастрольный приезд сезона – в сентябре на сцене алматинского театра три спектакля сыграл московский «Театр.DOC». Для казахстанского зрителя это был удивительный опыт – знакомство с совершенно новой театральной эстетикой – честной, жесткой, минималистичной.
Поиском новых эстетик и методик занимались и казахстанские режиссеры. В качестве театрального постановщика дебютировал на родине Рустем Бегенов, отучившийся в Москве в мастерской Бориса Юхананова, художественного руководителя «Электротеатра «Станиставский». Его спектакль «Медея. Материал», самим режиссером названный поп-механическим, продемонстрировал возможности театра художника в алматинских условиях. К этому же виду сценического творчества обратилась Дарья Спивакова, представившая в конце сезона спектакль «Психоз 4.48». На ее счету и еще одно заметное театральное событие – спектакль-променад «Целоваться с деревьями» - наиболее удачная к сегодняшнему дню постановка подобной формы в Алматы.
За «театр режиссера» в сезоне отвечали два главных «возвращенца» в театральное искусство: Кубанычбек Адылов и Виктор Немченко. Первый выпустил две режиссерские работы: «Арт» в Немецком театре и Base Jumping в ARTиШОКе (участник проекта «Время действовать»), написанных совершенно разным почерком. Во втором случае Адылову удалось практически невозможное: в одном спектакле он задействовал актеров сразу трех театров. Однако именно это способствовало тому, что Base Jumping удалось сыграть только дважды: на третий раз собрать состав просто не удалось.
Виктор Немченко после многолетнего отсутствия вернулся в театр со спектаклем «Причины жить», который был поставлен на камерной сцене театра-студии «Дом Q», чей зал вмещает всего около сорока человек. С одной стороны - технологичный, с другой – очень интимный, спектакль стал главной темой для разговоров под конец сезона. После нескольких дополнительных показов команда спектакля все-таки взяла перерыв, а возобновить «Причины жить» пообещали осенью.
Сам Немченко уже начал работу над другой постановкой – на этот раз в родном ему Немецком театре. Немецкий же под руководством Наташи Дубс активно набирает творческую форму: в середине сезона театр продемонстрировал, как можно с успехом отработать государственный культурный заказ, представив пластический спектакль-лекцию «Рух» об истории казахской государственности. Под закрытие зрители дождались главной премьеры – гоголевского «Ревизора», о котором даже после месяца показов все еще не отозвался плохо ни один зритель.
Другой государственный театр, русская драма имени Лермонтова, за сезон представила сразу несколько премьер, самыми громкими из которых стали две: мюзикл «Финист – ясный сокол» в постановке Ирины Симоновой и «психиатрический триллер» (это режиссерское определение) «Андалузское проклятие», который поставил бывший алматинец, а теперь – немецкий режиссер Дмитрий Билов. Именно эти два спектакля визуально, музыкально и эмоционально наиболее отличаются от большинства проектов лермонтовского театра.
Окончательно в театр оформился, похоже, «Жас Сахна», который наконец обрел постоянного директора в лице Айгуль Султанбековой и художественного руководителя в лице Барзу Абдуразакова. Помимо уже знакомых публике «Одноклассников», в репертуаре театра появилась собственная версия «Счастливых нищих» Гоцци, а в конце июля состоится еще одна премьера – «Эти свободные бабочки» по пьесе Леонарда Герша.
Пока на каникулы не собирается и театр «Бункер», который на июль запланировал показы своего спектакля Stay True режиссера Ильи Бобкова в жанре вербатима – это когда актеры рассказывают реальные истории реальных людей. Эксперимент с драматургией в «Бункере» оказался не единственным – в репертуаре театра появился спектакль «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдонаха. Ирландского драматурга, которого нежно любят все российские театры от Калининграда до Владивостока, впервые в Казахстане поставил Азамат Абильдинов, выпускник академии искусств имени Жургенова.
В этом сезоне была запущена образовательная программа фестиваля «Откровение», и теперь не только «жургеновцы» могут иметь возможность учиться театральному искусству. Продюсер фестиваля Ольга Султанова организовала для участников программы несколько обучающих поездок на крупные театральные мероприятия по всему миру: весной состоялись поездки в Москву и Санкт-Петербург, на осень остались Ереван, Минск и Вильнюс.
Несмотря на то, что алматинские театры летом традиционно берут перерыв, во всех них уже начали планирование нового сезона. Пластический спектакль в формате театра художника в постановке Антона Болкунова, зомби-мюзикл Виктора Немченко, классическая итальянская комедия, которую готовит Рубен Андриасян – вот только малая часть всего интересного, что случится в следующем театральном сезоне, который, хочется верить, по темпу ничем не уступит ушедшему.