Последнее время в прессе и из уст политиков все больше звучит словосочетания «правящая партия», «партия власти» и т.д. Со страниц СМИ партии что-то контролируют, кому-то дают поручения, обсуждают кандидатуры министров, придумывают стратегии, которые должны выполнять все и так далее. Я люблю разные движения в политической жизни, но вот насколько они соответствуют законам нашей страны — это очень интересный вопрос.
Попробуем ответить на него путем анализа Конституции, законов о политических партиях, государственной службе, правительстве, парламенте, органах местного самоуправления и назначении политических госслужащих — что там сказано о правах и возможностях политических партий.
Начнем с Конституции, пусть даже сейчас ее в расчет в основном не берут.
Первое, что говорит нам Конституция про партии — это статья 5, пункты 1 и 2.
Статья 5
1. В Республике Казахстан признаются идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий.
2. Общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов.
Обратим внимание, что в разделе Конституции, посвященном парламенту, нет ни одного слова про парламентские фракции и про политические партии в парламенте.
Идем дальше. Открываем закон «О государственной службе» и читаем, что там написано относительно взаимодействия госслужащих с партиями:
Статья 9. Основные обязанности государственных служащих
1. Государственные служащие обязаны:
4-1) при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, религиозных и иных общественных объединений.
То есть слушать и руководствоваться в своей работе программами и приказами политических партий государственному служащему строго запрещается.
Смотрим закон «О Правительстве Республики Казахстан». Может, члены правительства в отличие от обычных госслужащих могут как-то взаимодействовать с политическими партиями? К сожалению, такого раздела там нет — единственное, что каким-то боком к этому относится, это взаимодействие с парламентом, описанное в 2 статьях.
Статья 11. Подотчетность и ответственность Правительства Республики
3. Правительство ответственно перед Мажилисом Парламента и Парламентом в случаях, предусмотренных Конституцией Республики.
4. Члены Правительства подотчетны Палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6) статьи 57 Конституции Республики.
Статья 13. Отношения с Парламентом Республики
1. Правительство Республики обладает правом законодательной инициативы, которое реализуется исключительно в Мажилисе Парламента. Решение о внесении проекта законодательного акта принимается путем издания соответствующего постановления Правительства.
2. Правительство Республики:
1) обеспечивает исполнение законов Республики, контролирует их исполнение министерствами и другими центральными и местными исполнительными органами;
2) представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении;
3) дает заключения по проектам законов Республики, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов;
4) дает ответы на запросы депутатов Парламента.
То есть, никакой ответственности перед партиями у правительства нет. Смотрим уже законодательство по партиям и их взаимоотношениях с исполнительной властью — закон «О политических партиях». Фракции:
Статья 4. Государство и политические партии
1. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий.
2. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела политических партий и политических партий в дела государства. Не допускается также возложение на политические партии функций государственных органов.
3. Запрещается требовать от граждан в любой форме, в том числе и в официальных документах, указания партийной принадлежности.
4. Депутаты Парламента, государственные служащие не вправе занимать оплачиваемые должности в политических партиях.
5. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей руководствуются требованиями законодательства Республики Казахстан и не связаны решениями политических партий и их органов.
6. На лиц, работающих в постоянно действующих органах политических партий, распространяются трудовое законодательство Республики Казахстан, законодательство Республики Казахстан о социальном обеспечении и страховании.
Тут также подтверждается, что партии не могут давить и требовать от государственных служащих выполнения каких-либо своих требований, стратегий и программ. Единственными органами, помимо президента, которые могут что-то требовать от государственного аппарата, являются на уровне правительства — Парламент, а на уровне акиматов — маслихаты.
Ну и в конце хочется напомнить об Уголовном кодексе, который также регулирует взаимодействие государства и общественных организаций (в число которых входят и политические партии), правда весьма специфическим образом:
Статья 403. Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов
1. Воспрепятствование законной деятельности государственных органов или присвоение функций государственных органов или их должностных лиц членами общественных объединений, а равно создание в государственных органах организаций политических партий, если эти деяния причинили существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства,
— наказываются штрафом в размере до трехсот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до семидесяти пяти суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
2. Те же деяния, совершенные лидером общественного объединения,
— наказываются штрафом в размере до пятисот месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до трехсот часов, либо арестом на срок до девяноста суток, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В общем, единственным законным каналом по продвижению каких-либо инициатив политических партий в деятельность исполнительной власти является деятельность их членов, ставших депутатами маслихата или парламента, которая выражается в законодательной инициативе, внесении поправок в законопроекты и в виде депутатских запросов. Все остальное является грубым и иногда даже уголовно наказуемым нарушением казахстанского законодательства.
Но погодите — скажете вы, — А как, же то, что акимы возглавляют областные филиалы политических партий, существуют пункты партийного контроля, партии вносят прямо предложения для государственных органов?
А вот это уже наша правоприменительная и политическая практика. Тут есть причудливый сплав наследия КПСС, которая срослась с исполнительной властью в СССР, а также попыток внедрить какие-то элементы парламентской демократии, которая нужна нам, чтобы выглядеть более-менее демократично в глазах Запада. И сверху это все полито густым соусом правового нигилизма, когда всем наплевать на то, что написано в законах, потому что их никто не читает.
Но надо помнить о том, что государственный аппарат как целостная политическая система всегда старается и весьма успешно избегать лишних обязанностей и внешнего контроля, особенно если он не прописан законодательно, так что все потуги политических партий влиять на него кончаются предсказуемо — пшиком. Но в любом случае наличие такого противоречия между законодательством о политических партиях и их реальной деятельностью довольно рискованно и ничем хорошим не кончится. Надо или менять законы, переходя к парламентской демократии или осадить политические партии в их рвении.