Государство представляет собой сословно-ресурсную структуру, где основой общественных отношений и политики является перераспределение ренты от природных ресурсов. Чем более привилегированно сословие, тем на большую долю в ресурсах оно претендует, соответственно государство работает в двух режимах. Первый режим это реагирование на вызовы и угрозы, которые могут изменить или прекратить процесс данного перераспределения. Второе – это удовлетворение потребности сословий, на которое они имеют право в рамках общей структуры.

Сословия – социальные группы со сходными правами и потребностями, которые как создаются государством для своих нужд, так и существуют исторически – путем самоорганизации.

Вызовы и угрозы – все, что может изменить действующую систему сословий или ухудшить положение правящей элиты. 

Президент – помимо своих функций главы государства, верховного арбитра, следящего за балансом между ветвями власти и верховного главнокомандующего, он также является источником легитимности для бюрократического аппарата и центром принятия решений по определению статуса каждого из сословий. Последние две функции являются неформальными, но реальными в нашей системе отношений.

Сенат – как часть парламента задумывался как представительство региональных элит в центре, которые должны были быть лоббистами своих регионов и доводить мнение региональных элит до республиканской. В связи с усилением роли акимов и изменением бюджетного процесса «распределение налогов между регионом и центром», кандидатуры сенаторов стали результатом политического и кадрового компромисса между областными акимами и местной элитой. Сами сенаторы превратились также в лоббистов по распределению республиканских трансфертов. Кроме того, они своим авторитетом частично добавляют легитимности при назначении отдельных политических госслужащих, на которых лежит весьма большая ответственность, – генерального прокурора, председателя Национального банка, председателя Комитета Национальной безопасности.

Мажилис – в настоящее время Мажилис является представительством политических партий и формально представляет интересы сословий и социальных групп, которые являются электоратом данных партий. Неформально он представляет собой интересы соответствующих партийных аппаратов, которые также является частью республиканской и региональных элит. Партийная сфера в Казахстане является по большей части формальной, так как государство опасается того, что реальная политическая конкурентная борьба между сословиями и представляющими их партиями в разделенном казахстанском обществе чревата существенными социальными и другими кризисами.

Министерства или центральные исполнительные органы (кроме силовиков) – представляют собой регулирующие и развивающие подотчетные им отрасли структуры. Регуляция идет за счет инициации законодательных, нормативно-методических и программных документов – в этом отношении министерства являются как исполнительными, так и законодательными органами, так как преимущественно они реализуют свое право на законодательную инициативу. Развитие же отраслей идет через государственное стимулирование в виде изменения налогов, льготных кредитов, различного рода дотаций и прямого финансирования.

Акимы – представители местных исполнительных органов, которые являются стабилизирующей и основной частью государственного аппарата. Это связано с тем, что в отличие от министерств они имеют четкую сферу политической ответственности, выраженную в виде административно-территориальных объектов и его населения. Областной акимат функционально и структурно повторяет государство, но в миниатюре.

Силовики – это государственные органы, реализующие основное право государства – право на насилие. Так как насилие многообразно, имеет разные цели и формы, то значит, различные силовые органы имеют свои функции. Исходя из баланса между различными силовыми органами, можно увидеть, как государство реагирует на вызовы и угрозы, какие из них оно считает приоритетными.

Национальные компании – это формы вмешательства государства в экономику и наращивания там своего влияния с целью увеличения доли распределяемых ресурсов, а также расходование денежных средств на бюджетные нужды, но вне бюджета.

Внутренняя политика – поддержание баланса между сословиями, группами элиты, регионами и центром, а также социальная инженерия для адаптации государства к новым вызовам и угрозам.

Социальная инженерия – работа по изменению статуса сословий, появлению новых сословий и ликвидации отживших свое.

Государственный социальный заказ представляет собой с одной стороны блокирование со стороны государства тактики «soft power» со стороны других государств и международных организаций, также это предоставление финансирования и сферы деятельности для общественно активных людей, которые могли бы в противоположном случае заняться активной политической деятельностью в рамках политических партий, но  том числе и на стороне контрэлит.

Контрэлиты – лидеры социальных групп, чьей целью является отказ от действующей сословно-ресурсной структуры государства и принципов, на которых она сейчас построена. Также в контрэлиты входят те, кто ставит перед собой цель в принципе уничтожения государства Казахстан.

Государственный информационный заказ – альтернативное денежным вливаниям со стороны финансово-промышленных группировок финансирование со стороны государства средств массовой информации в рамках повышения лояльности.

Финансово-промышленные группировки – группы чиновников, бизнесменов и подконтрольных им предприятий, общественных и политических объединений, а также средств массовой информации, сгруппированные вокруг наиболее могущественных, легитимных и харизматичных представителей казахстанской высшей элиты. Работают по клиенто-патрональному принципу.

Общественные объединения – группы людей, имеющих сходные цели и мировоззрение, которые ставят перед собой следующие цели – или выполнение каких-либо функций, которые в настоящее время не выполняются государством, т.е. удовлетворение своих потребностей, или изменение ситуации в государстве в соответствии с собственными идеями и принципами, или повышение статуса своего сословия в рамках сословной структуры путем демонстрации предполагаемых угроз.