Как изменилась компания ALMA TV за последние два года? В 2015 году вы планировали стать компанией, сопоставимой по размеру с европейскими кабельными операторами. Насколько вам удалось приблизиться к этому?
Мой приход – это один из больших шагов в этом направлении. Акционеры долго искали менеджера, который знает, как развивать такой бизнес. Вообще мы создали план на три года, в течение которых мы собираемся стать крупнейшим телекомоператором в Казахстане. С момента вступления в должность я сразу начал работать над несколькими важными составляющими – это качество услуг, продукции и обслуживания. Оператор может быть успешным, только если он предоставляет хорошее качество услуг, а также внедряет инновации. Никто не знает, как мы будем смотреть телевидение через три года. Мой сын, к примеру, совсем его не смотрит. Для него мир уже выглядит по-другому. После вступления в должность я анализировал работу ALMA TV, и заметил, что большая часть доходов компании генерируется за счёт аналогового телевидения. Это хорошо для нынешнего периода времени, но для среднесрочного периода – не очень. Поэтому мы разработали стратегический план. Спутниковое телевидение стандарта HEVC, которое мы презентовали недавно – это лишь один из его шагов. Сейчас из 600 тысяч клиентов ALMA TV только часть пользуются нашим интернетом. Это мало и не очень хорошо, поскольку в будущем люди будут смотреть телевидение через него. Конечно, есть часть клиентов, которая продолжит потреблять телевизионные продукты в нынешней форме. Но будущее – с новым поколением людей и новыми технологиями – увеличит запрос на интерактивность. Поэтому мы собираемся меняться и уже в этом году сделаем большой шаг. Мы будем развивать интернет в городах, где присутствует наша компания, но таких услуг еще не предоставляет. Второй шаг – это спутниковое телевидение, которое даст нам возможность работать там, где у нас нет зоны кабельного покрытия. Мы также будем работать над качеством услуг. Я знаю, многие люди жалуются на это и мы уже модернизируем оборудование. В каждом районе сейчас работает бригада, которая чистит его, делает сегментацию, чтобы увеличить скорость передачи. Мы занимаемся и повышением квалификации наших сотрудников, которые тоже будут работать более качественно. Сейчас мы замеряем уровень удовлетворённости клиентов – раньше компания этого не делала. Поэтому есть множество параллельных проектов, которыми мы сейчас занимаемся. И только их выполнение поможет нам стать крупной компанией. Эта задача остаётся, и сейчас мы начинаем двигаться. Последние полтора–два года были больше периодом реструктуризации и наведения порядка в стратегическом видении.
Вы уже говорили про большой вклад аналогового телевидения, но не могли бы уточнить, из чего сейчас формируются ваши доходы и насколько сильно они перераспределятся по другим источникам в будущем?
Аналоговое телевидение формирует больше половины, а интернет – меньше 20%. Мы ожидаем, что аналоговое телевидение продолжит оставаться для нас важным источником – оно может приносить 20-30% доходов. Но большую часть будет формировать, конечно же, интернет. Но, тем не менее, мы хотим продавать комбо-продукт – и телевидение, и интернет. Еще около 20% мы планируем генерировать за счёт спутникового телевидения. Кроме этого, наш будущий драйвер это Alma TV Box – интернет телевидение, где вы можете управлять контентом – ставить на паузу, смотреть программы, которые были ранее и так далее. Сегодня этот продукт пользуется уже большой популярностью.
А насколько активно вы собираетесь наращивать абонентскую базу?
По спутниковому телевидению мы хотим нарастить количество абонентов на 150 тысяч в ближайшие три года, а по интернету мы уже в этом году планируем увеличить их в два раза. А какой потом будет прирост, я точно не знаю. Но потенциал всего рынка – 3,5 миллионов домохозяйств. Конечно, это не окончательная цифра – в неё не включены те, кто живёт за чертой больших городов в частных домах и сейчас не имеет доступа к легальным услугам телевидения. Пока ограничением для нас выступает только зона покрытия. Стопроцентное покрытие – это недостижимый результат. У нас сейчас 40-50%, и вряд ли будет больше. Поэтому есть только две возможности увеличить абонентскую базу – расширить зону покрытия или представить новые продукты. Благодаря спутниковому телевидению зона покрытия телевидения уже 100%.
Насколько я знаю, вы также занимаетесь производством собственного контента. Он может стать для вас серьёзным источником доходов?
Мы сейчас больше думаем о том, как мы можем стимулировать клиента переходить с аналогового телевидения на цифровое. Затем мы будем думать, как заинтересовать его в покупке большего количества наших услуг. Мы собираемся делать новое пакетирование услуг – сейчас оно выглядит очень скучно. Я хочу, чтобы мы делали тематические пакеты. Чтобы клиенты могли решить – хотят они смотреть только кино, спорт, путешествия или детские каналы. Мы сможем комбинировать эти пакеты, и даже предлагать пакет, включающий в себя все имеющиеся у нас. При этом весь этот контент будет доступен и в нашем цифровом телевидении, и в интернете. Что же касается собственного контента, у нас есть опыт его производства. Но я считаю, что это не наш ключевой сегмент. Пока мы не изменили стратегию относительно, но я думаю, что в будущем мы будем представлять услуги контента через других хороших провайдеров. Опыт показывает, что контентом сложно заниматься, если 99% твоего внимания направлено на основной бизнес. Однако в планах у нас создание своего 4K канала с премиальным контентом.
А вы ожидаете падения нормы прибыли в своём секторе, как с этим уже столкнулись казахстанские мобильные операторы?
Нет, мы даже наоборот планируем нарастить свою прибыль за счет новых услуг, введения HD каналов, интернета. Акционеры поставили передо мной простую и амбициозную задачу – увеличить доходы и сократить расходы. Про доходы я сказал, а основная часть наших расходов приходится на заработные платы и покупку контента. Их сложно снизить – нам нужны кадры и нужен контент. Но другие затраты – на аренду офисов, складов, транспорт и электричество – мы можем оптимизировать.
Если аналоговое телевидение со временем перестанет быть прибыльным сегментом, вы можете полностью переориентироваться на предоставление интернет-услуг?
Я не могу сказать, что аналоговое телевидение исчезнет. Всё равно оно будет иметь своего зрителя. Но вы понимаете, у нас 43% доля рынка – мы самый крупный оператор. Мы можем работать с нашими клиентами и делать хорошие предложения. Более того, казахстанский аналоговый рынок более дружелюбный, чем другие, где я работал. Поэтому уходить из него совсем мы не планируем. И еще нужно понимать, что цифровое телевидение для нас будет дешевле в обслуживании, чем аналоговое. Мы советуем абонентам переходить на цифровое телевидение, наслаждаться качеством и огромным выбором каналов. К примеру, уже сейчас все спортивные каналы у нас в HD формате.
А сотрудников вашей компании это сильно изменит – им нужно будет переучиваться?
Конечно. Наши сотрудники уже изучают интернет-услуги и то, как их правильно предоставлять. Мы ведём основательную подготовку людей: внедряем новые стандарты, новые инструкции, новые формы аттестации. Они проходят обучение и повышение квалификации. Мы сохраняем прежний состав сотрудников и хотим, чтобы они развивались вместе с компанией. Поэтому потребность в новых кадрах пока не появляется.
Сегодня вашим крупнейшим конкурентом остаётся Казахтелеком. Но если смотреть на него в общем – он сильно конкурентный?
Мы действительно считаем Казахтелеком нашим конкурентом, но всё равно мы сейчас выигрываем на этом рынке. Мы лидируем даже по количеству HD каналов, которые есть в наших пакетах. Мы сейчас занимаем уникальную позицию – с нашим качеством сигнала и количеством каналов услуги ALMA TV выглядят более богато. Но хорошо, что у нас есть конкуренты. Сейчас их не так много. До этого я работал в Киеве, где в одном доме могло быть от 5 до 7 разных операторов. Клиенты даже не знали, чем пользоваться. Это ужасная ситуация. Потому что некоторые игроки демпинговали, предоставляли плохие или вовсе нелегальные услуги.
А какие ограничения могут влиять на ваши планы по развитию бизнеса?
Есть два направления, которые очень важны – это система продаж и удержания клиентов. Для увеличения продаж мы должны расширить наши торговые возможности. В части спутникового телевидения мы собираемся работать через дилеров. Раньше мы работали через торговых агентов, которые находились в городе, а сейчас будем с дилерами, которые могут иметь офис в одном месте, но работать – везде. Выбор типа продаж – самая большая задача, которая перед нами сейчас стоит. Удержание клиентов – тоже очень важный аспект. Раньше кабельные операторы открывали офисы и клиенты сами приходили к ним с желанием подключить услуги. Или если клиенты уходили, они просто приходили, расторгали договор и всё. Но сейчас не должно быть такого подхода – сейчас нужно спрашивать, почему клиент отказывается от услуг, делать ему какое-то другое предложение. Лояльность клиента должна стать для нас важной задачей. Если говорить непосредственно о проблемах, то это покупательская способность людей. Я считаю, что экономика Казахстана будет чувствовать себя лучше, я оптимист. Падение было, но сейчас должно стать лучше. Тем не менее, даже если что-то и случится, телевидение – если ты правильно подходишь к формированию контента – не то, от чего отказываются потребители. В период острого кризиса был отток клиентов, но не такой сильный. Он вообще происходит в каждом месяце, но в наших задачах, чтобы уровень продаж превышал уровень оттока. Другим вызовом станет для нас объяснение текущим и будущим клиентам, почему они должны использовать именно наше спутниковое телевидение. Сегодня 80% казахстанского рынка отбирает нелегальное вещание зарубежных спутниковых тарелок.
Если это случится, как вы планируете решать проблему снижения покупательской способности? Есть ли у вас резервы для снижения цен на услуги?
Пока я не вижу причин для снижения. Конечно, мы смотрим на рынок. В определенной степени ценообразование зависит от поведения других игроков, качества предоставляемого контента и услуг.