Маленькое хобби превращается в бизнес. У кого-то в небольшой, у кого-то в достаточно крупный - позволяющий больше не возвращаться в офис. Айман Кулумбетова работает в event-индустрии. Завоевав алматинский рынок, решила продолжать свое дело в Астане. В Instagram она познакомилась с женщинами, находящимися в отпуске по уходу за ребенком. Многие из них занимаются своим делом. Так родилась идея создания первой ярмарки для мам в декрете.
«Я решила собрать самых активных женщин столицы, которые занимаются своим делом. Познакомиться с ними, и чтобы они познакомились друг с другом, чтобы в дальнейшем это вылилось в партнерство, и это было нашим личным профсоюзом», - рассказывает Айман.
Следующий пост в Instagram был про ярмарку - поступило сразу 46 заявок. Территорией ярмарки стало семейное кафе Кулумбетовых в Астане.
«У нас были разные девушки, кто-то занимается сыроделием, кто-то выпечкой, кто-то шьет… Меня поразило упорство наших девушек - если решили что-то делать, они летят в Италию, проходят курсы по сыроварению, и потом открывают дело в Астане. То есть, походят ко всему основательно. Единственное, я поняла - мало кто о них знает в городе. Ведь у них нет возможности снимать бутики, открывать рестораны, это все очень затратно. Они сами себе хозяева, сами себе швеи, сами обслуживают клиентов, все делают сами», - объясняет Айман.
Стоимость участия в ярмарки в крупных ТРЦ, говорит Кулумбетова, превышает сто тысяч тенге. Понятно, что женщина, продающая «на дому» детские мокасины, не сможет окупить затраты. Поэтому многие и не участвуют в таких мероприятиях. А здесь денег не возьмут, более того – помогут с рекламой.
«Эта встреча вдохновила каждую из них, - уверена Айман. - У них у всех очень классное дело, они все ушли с крупных корпораций, бросили восхождение по карьерным лестницам. После того, как вышли в декрет, вдохновились материнством, пришло осознание, что они не хотят больше возвращаться на работу с 9:00 до 18:00, а хотят открыть свое маленькое дело, которым они будут гореть и которое будет приносить пользу и удовольствие».
Одна из участниц ярмарки - Шынар Тасыбаева. Экономист-международник до декрета работала в банке второго уровня. Вышла во второй раз в декрет – начала ходить по всевозможным курсам. Обучалась кулинарии, макияжу, но остановилась на шитье. Причем, шитье обуви для самых маленьких.
Другая участница ярмарки – Евгения Цыкалова. За свои 28 лет успела поработать в шоу-балете, воздушной гимнасткой в цирке, а потом вышла замуж и родила девочку Аню. Говорит, перестало хватать творчества, поэтому нужно было себя чем-то занять. Плюс, с маленьким ребенком порой было сложно выбраться в магазин за покупками. Так и начала шить. Училась сама и, первое время, не все получалось.
«Сначала своей шила, потом близким, потом друзьям. Завела Instagram, потихоньку начали заказы поступать. Расширился круг покупателей. Знакомые cоветуют знакомым….так и пошло потихоньку. Открыла ИП, плачу все налоги», - рассказывает женщина.
По ее словам, для мамы, находящейся в декрете, новое дело приносит нормальный доход. Правда пока большая часть вырученных средств уходит на покупку тканей.
«Ткани дорогие, расширяется ассортимент, хочется интересных моделей, - признается Евгения. – У всех детей - разные предпочтения. Кто-то любит розовое, а кто-то принт с черепами. Мальчики тоже: кому-то черное, кому-то яркое. Поэтому стараешься купить что-то новое. Ткани европейские или турецкие, польских тканей много. Дорожу своей репутацией, шью из хороших тканей», - заверяет она.
А вот Анастасия Данилова за три года декрета запустила серьезный бизнес по производству прорезывателей для зубов. В августе заканчивается отпуск по уходу за ребенком, но возвращаться в крупную IT-компанию она уже однозначно не собирается.
«Я начала заниматься этим, когда у моего сына резались зубы. На тот момент это было «о наболевшем». Для меня было важно, чтобы это было безопасно, потому что в первую очередь, я начинала это делать для своего ребенка, а потом уже, когда начала принимать заказы, это не двойная, это ответственность в десятой степени за здоровье чужих детей. И к этому я очень серьезно подходила. Материл из которого изготавливается продукция - пищевой силикон, его можно кипятить, мыть, стерилизовать, что очень важно. Из ассортимента есть держатели, прорезыватели, грызунки, бусы для мамы», - рассказывает о своем бизнесе Анастасия.
Рекламировать себя начинала, как и многие знакомые - страничкой в Instagram. Сегодня у Даниловой шоу-рум, который она арендует еще с несколькими предпринимательницами. В результате, есть много свободного времени и любимое дело.
«Я вижу в этом свое будущее, мне это нравится. Именно, как призвание - помогать детям, облегчать мамам жизнь. Это для меня очень важно», - заверяет она.
Останавливаться на производстве продукции для самых маленьких Данилова не собирается. В качестве хобби она начала работать с деревом. Говорит, ее 80-летний дедушка, в свободное от ухода за дачным участком время вырезает фигурки, и Анастасия потом их шлифует и разукрашивает.
«Мне нравится с деревом работать. Это полностью ручная работа. Но здесь заказы я не принимаю, продаю только то, что делаю для души. То, что мне понравилось», - говорит она.
Необычное хобби для себя в декрете открыла София Зейнулла – она пишет сказки про детей. Вернее, про конкретных детей, основываясь на рассказах родителей. Говорит, сама не любит конфликтов и ссор с детьми, но сегодня достаточно сложно на собственном примере и словах объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. И именно такая, авторская книга помогает это сделать.
«Сказка про конкретного ребенка - персонализированная книга. Сборник сказок от 5 до 11 историй о ребенке. В сюжете фигурируют родные, друзья малыша. Это и подарок на память, и помощник маме в воспитании ребенка. Это хороший деликатный инструмент. Например, мама может рассказать, если есть какие-то сложности в воспитании – непослушание, плохой аппетит и так далее. Как развить хорошие качества – доброту, дружбу, справедливость - все это мы делаем через сказку», - объясняет она.
В первой ярмарке приняли участие 23 женщины. Большинство из них представили товар, сделанный своими руками. Участниц могло быть и больше, но, во-первых, все не поместились, во-вторых, для того же сыра или выпечки пока нет подходящего оборудования и холодильников. Но в будущем, обещает Айман, все появится. Ведь девушка планирует сделать ярмарку еженедельной, чтобы об этих женщинах узнало, как можно больше людей и, как результат, все это помогло им расширить свой бизнес.