На прошедшем в среду в Алматы деловом форуме «Ритейл в большом городе», организованном Союзом пищевых предприятий Казахстана и исследовательской компанией «BRiF Research Group», производители и торговые сети обсудили вопросы совместных взаимоотношений, где, как и положено, каждая сторона отстаивала свои собственные интересы.

 

Так, казахстанские производители обвиняют ритейлеров в нежелании предоставлять более выгодные места для размещения отечественной продукции на территории своих торговых площадей. По словам производителей, местная продукция, как правило, располагается на полках ниже уровня глаз, что делает ее менее конкурентоспособной, а следовательно и малопродаваемой.

 

«Все казахстанские производители страдают от того, что у нас нет такого понятия, как казахстанский продукт. Ни одна из сетей не готова к тому, чтобы предоставить возможность, даже напротив своего продукта, выставить большой ценник, где будут подробно описаны преимущества нашего продукта», - возмущается коммерческий директор ТОО «Барух-Аба» Ольга Тимофеева, предлагая сетям хотя бы попробовать в своих  магазинах выделить  особые места для казахстанской продукции.

 

Однако ритейлеры призвали производителей, прежде чем предлагать такие варианты, встать на их сторону.

 

Директор компании «Скифтрейд» (сеть супермаркетов Small)  Динара Зиманова, отвечая на вопрос о местоположении продукции, назвала основные критерии, по которым идет распределение мест на полках – это оборот и темпы роста.

 

«Если вы занимаете долю больше 10-20%, то тогда можно говорить о местах на полках», - поясняет она.

 

Ее поддерживает и представитель сети гипермаркетов Магнум:  «Доля на полке не должна быть больше, чем доля в продажах».

 

Выделять отдельные места, как для размещения самой продукции отечественных производителей, так и для ее рекламы на особых льготных условиях, представители торговых сетей считают нецелесообразным, призывая производителей самостоятельно, за счет альтернативных средств и технологий, повышать спрос на свою продукцию.

 

При этом ритейлеры отмечают, что они всегда готовы к конструктивному диалогу с местным бизнесом и ратуют за развитие отечественного производства.

 

Однако, советник председателя правления Kaznex Invest Сауле Ахметова считает, что ритейлеры в данном случае не раскрывают все свои карты.

 

«Все сети, в том числе, которые и тут сидят, они лукавят. Они громогласно объявляют, мы готовы, нам выгодно покупать продукцию, мы стремимся … отечественное производство, а на самом деле наш продукт не конкурентен ни по качеству, ни, как правило, по цене. И это такой замкнутый круг. Объемы маленькие – цена высокая, и т.д.», - говорит она.

 

При этом Ахметова отмечает, что в Казахстане есть производители, которые поставляют свою продукцию и в Минобороны США, и в ЮНИСЕФ и в другие организации за рубежом, но в наших сетях они не присутствуют.

 

Представитель Kaznex Invest рассказывает, что в западных странах, например, в той же Германии, в торговых сетях самые выгодные места отводятся немецким товарам. Именно таким образом, ритейлеры выражают свою поддержку местным производителям.

 

На что наши представители сетей высказали свое предположение, в котором данную выкладку продукции обосновали обычными правилами коммерции – что хорошо продается, то и представляется на этих полках.

 

 

Претензии к торговым сетям касались не только вопросов о предоставлении приоритетных условий отечественным производителям, но и к качеству продаваемой в магазинах продукции.

 

«На прилавках больше 50% молочной продукции импортной. Наша продукция контролируется всеми надзорными органами, а импортируемая нет. Практически вся проверенная иностранная масло-молочная продукция фальсифицирована», - говорит представитель молочного союза Казахстана Лидия Михеева и обвиняет ритейлеров в допуске некачественной продукции на их прилавки.

 

По ее мнению, ритейлеры должны отвечать за тот продукт, который продают, а соответственно выставлять продукцию только добросовестных производителей и желательно отечественных.

 

«У нас нет лабораторий, но мы при отборе товаров требуем все необходимые документы на продукцию», - ответила на обвинения Динара Зиманова.

 

При этом представители сетей заметили, что они не обладают теми полномочиями, которыми наделены санэпидслужбы и другие соответствующие органы, ответственные за контроль качества продукции.

 

Представитель сети гипермаркетов Магнум и вовсе возмутился тому, что сети обвинили в нежелании представлять отечественные продукты у себя в магазинах.

 

«У нас (в магазинах – прим. V) есть национальные продукты. Назовите мне хозяйства, которые у нас имеют продукцию свою собственную? На сегодняшний день у нас нет своего молока для нашего объема. Я не знаю ни одного хозяйства в пределах Алматы, которое бы имело 1000 поголовья КРС, которое могло бы обеспечивать потребность молоком хотя бы одного района города Алматы, не говоря обо всём городе», - вопрошал он.

 

А вот Сауле Ахметова считает, что через какое-то время сетям придется все же отвечать за качество и безопасность продукции, которую они продают. В качестве примера она привела Англию, где именно торговые сети наделены полномочиями осуществлять данный контроль.

 

«В Англии государство передало сетям функцию ответственности за качество, безопасность, содержание жиров и других требований. В результате не госорганы, а сети, прежде чем покупать продукцию у поставщика, нанимают независимых  аудиторов, которые регулярно отслеживают выполнение всех этих обязательных норм», - поясняет она.

 

«К этому мы придем, когда сети будут контролировать безопасность, качество и т.д. Но для производителя это выльется в еще гораздо жесткую вещь. Вам руки будут так выкручивать, что вот эта банка должна быть квадратная, а не круглая, там должно быть вот так, этикетка такая, потому что сети гораздо более жесткие контролеры, чем государство», - предостерегает Ахметова производителей.

 

С другой стороны и торговые сети имеют ряд претензий к казахстанским производителям. Глава департамента по закупкам «Метро Кэш анд Кэрри» Диана Боева отмечает, что зачастую последние из-за мелочей или недоразумений прекращают внезапно осуществлять поставки в магазин.

 

Вторым моментом, которому Боева не может найти объяснение, является нежелание отечественных производителей сотрудничать с Метро по производству продукции под собственным брендом сети.

 

«Мы хотим развивать собственные торговые марки. И здесь есть большая возможность производителям  включиться и увеличить свою долю на рынке, потому что, производя торговые марки для больших сетей, особенно для международных, каждый производитель имеет возможность  экспортировать на другие рынки, где эти сети работают», - говорит она.

 

«Но производитель не хочет развивать свой продукт, поэтому нам приходится покупать из России. Я не понимаю почему? Вы  мне скажите почему?», - вопрошает представитель Метро и призывает местных производителей к активному с ними сотрудничеству.

 

«Мы предпочитаем напрямую работать с производителями и представительствами, потому что таким способом потребитель получает товар по лучшей стоимости – нет много рук между производством и конечным потребителем», - поясняет также она.

 

И хотя производители и считают, что они сейчас «находятся в таком положении, когда спасение утопающих - дело рук самих утопающих», торговые сети не собираются решать их проблемы за свой счет. Сотрудничество должно быть равным и выгодным как сетям, так и производителям.

 

«Мы должны быть готовы к тому, что, в конечном счете, диктовать погоду производителям будут сети, а сетям, в свою очередь, будут диктовать  мы – потребители», - считает представитель Kaznex Invest.

 

Продолжение дискуссии между производителями и торговыми сетями пройдет 20 марта  в Алматы в рамках международной  выставки «Food Market Kazakhstan 2014».