Оригинальное название: Inside Out

Выход в прокат: 18 июня 2015

Режиссер: Пит Доктер

Создано: Pixar Animation Studios, Walt Disney Studios

Просмотрено: за 102 минуты

Актеры: Эми Полер, Билл Хэйдер, Филлис Смит


Райли Андерсон, 11 лет, родилась и выросла в Миннеаполисе, где ее окружали любящие мама и папа, лучшая подруга, знакомый дом и любимая школьная хоккейная девичья команда. С самого рождения у нее – как и у всех людей на планете, - начали формироваться эмоции. Даже так: Эмоции, поскольку Радость, Гнев, Страх, Брезгливость и Печаль - это вполне себе автономные персонажи, ежедневно трудящиеся в контрольном пункте (сознании Райли). Они отвечают за ее реакции, обеспечивают ее безопасность и хорошее настроение. До поры в командном пункте заправляет жизнерадостная Радость, но все меняется, когда семья Райли переезжает в Сан-Франциско. Для самой девочки наступают тяжелые времена, а в ее сознании случается катастрофа – Радость с Печалью оказываются вдали от командного центра, в неизведанных зонах мозга Райли. И начинается долгая дорога назад.

 

 

Завязка даже звучит тяжеловесно и утомительно, но на деле выходит история стройная, ладная, с правильно расставленными компонентами, исключительно достоверными персонажами (хотя странно такое писать применительно, например, к Маминой Печали). Новая работа пиксаровского ветерана Доктера, ответственного за первую «Корпорацию монстров», к примеру, демонстрирует несомненный прогресс студии – в первую очередь, в анимации. Она безупречна: художники и программисты студии достигли почти пугающей реалистичности изображения, сохранив магию детского мультика. Еще важнее драматургия – в фильме все работает с точностью часового механизма: где надо зал смеется в голос, где надо – тихо сдерживает слезы. И смех, и катарсис зрителю обеспечены.

 

 

Но самое главное – это тема мультфильма. Pixar всегда славился тем, что брался за препарирование самых непростых тем, подавая под конфетной оберткой мультика настоящий сеанс психоанализа. Так и дети получали свое – незамутненное удовольствие от просмотра, и родители - пищу для ума. Именно это и обеспечивает колоссальную популярность и бешеные сборы фильмам студии. Причем копается студия в самых сложных вопросах: «В поисках Немо» брался за взаимоотношения отцов и сыновей, «Храбрая сердцем» разбирала отношения между мамами и дочками, «Вверх» анализировал страх старения, «Рататуй» - детские травмы, а «ВАЛЛ-И» - страх одиночества. В «Головоломке» студия нырнула еще глубже, взявшись за психику человека в самом буквальном смысле.

Представить себе детский фильм, оперирующий такими понятиями, как долговременная память, подсознание, абстрактное мышление, было невозможно – до сегодняшнего дня. «Головоломка» расправляется со сложными терминами и труднообъяснимыми понятиями легко, что твоя белочка, грызущая орешки. В некотором смысле этот мультфильм взрослым посмотреть даже важнее, чем детям. Короче говоря, это триумф.

Хочется верить, что «Головоломка» соберет в мировом прокате больше чем «Холодное сердце». Потому что сердце сердцем, а вот голова, выражаясь словами героя Броневого из «Формулы любви», «предмет темный, исследованию не подлежит».

Подлежит, как выяснилось.