Айсулу Тойшибекова, Vласть

Иллюстрация Михаила Воронцова

Фотографии автора, Жанары Каримовой и Романа Екимова

«Сильнее! Выше! Быстрее!» – сегодня это уже не только призыв с советского агитплаката, сегодня это популярная модель поведения в стремительно меняющемся мире. Глобализация и развитие технологий позволили людям во всем мире прикоснуться к сотням историй успеха тех, кто сумел добиться в нем успеха, и конечно же ими вдохновиться. Генри Форд, Уоррен Баффетт, Билл Гейтс, Илон Маск – среди милленалов едва ли найдется человек, не слышавший их имен. Молодые люди пробуют, пытаются, предпринимают. Казахстан здесь не исключение – кто-то занимается купле-продажей, кто-то создает на рынке новые продукты, предлагает новые услуги, а программы по поддержке молодых предпринимателей проводят как государственный сектор, так и частные менторы.

В рамках исследования первого поколения независимого Казахстана, Vласть поговорила с молодыми людьми, стремящимися построить свой бизнес, чтобы узнать каковы их амбиции и что движет ими на пути к созданию своего дела.

Санжар Газизов и Елеусын Нурбаев  - приятели мы встретились с ними в одном из торговых центров Алматы. Газиз пришел на встречу прямиком с работы, Елеусын приехал из дома. Они заранее предупредили меня о том, что на этот же вечер у них запланировано посещение бизнес-тренинга. К созданию своего дела они отнеслись по-своему серьезно.

Санжару 23 года, сейчас он заочно получает образование в университете «Туран», а еще работает специалистом в сфере информационных технологий в одной из логистических компаний:

— Раньше я не особо задумывался над тем, чтобы работать на себя, – признается мой собеседник. –Мой пример – мои родители, они работают на себя. Глядя на них, я понял, что это мне по душе. Я попробовал много профессий, но свое дело мне больше подходит. Из услуг я занимаюсь созданием сайтов, написанием мелких программ, ремонтом компьютеров. Еще я изучаю создание приложений, потому что я понимаю – сейчас это востребовано. В будущем в идеале хочу выкупить гектар земли и построить футбольную школу. Это моя мечта. Я занимался футболом до 15 лет, но из-за полученной травмы пропустил год, а вернувшись, не смог наверстать пропущенное – футбол пришлось оставить.  

Кумиров, как таковых, Санжар не признает. С одной оговоркой – история основателя площадки предпринимателей «Бизнес молодость» россиянина Петра Осипова видится ему наиболее привлекательной. Осипов сначала построил бизнес, а затем начал обучать этому других:

— О бизнес-тренингах я узнал из социальных сетей. Знания лишними не бывают и у каждого человека есть свое видение, всегда можно подчерпнуть для себя что-то полезное. Для меня кумир из мира бизнеса – это Петр Осипов. Он создал бизнес и только потом открыл «Бизнес молодость». 


Сам Санжар сейчас занимается поиском свободной ниши на рынке мобильных приложений Казахстана:

— Я занимаюсь куплей-продажей – покупаю в Китае пауэрбанки и продаю их здесь. Я сейчас не вижу смысла в том, чтобы создавать приложения, которые уже миллион раз созданы, тратить свое время. Чтобы создать что-то свое, нужно мониторить. На данном этапе мы ищем людей, которые пишут приложения. В этом проекте мы видим себя менеджерами, с нас – идеи. Пока человека в команду мы не нашли, не занимались поисками вплотную, – признается молодой человек.

Мне кажется, человек не будет чувствовать тяжести, занимаясь любимым делом. Для меня таким делом являются и создание команды разработчиков мобильных приложений, и создание футбольной школы. 

Пустых иллюзий молодой человек также не питает, считает себя реалистом, трезво оценивающим ситуацию:

— Я трезво смотрю на многие вещи. Выше головы не прыгнешь и Казахстан никогда не был той страной, которая создавала технологии. У нас ничего не создавалось и в такой сфере, родившийся в СНГ, вряд ли сделает что-то дельное, как Илон Маск. Я реалист на самом деле. Мне кажется, мы родились в самое удачное время – мы застали как старое время, так и новое, мы видим новые технологии. Какие-то общие характеристики, которые дают нашему поколению, на мой взгляд, субъективны. Я считаю, что это хорошо, когда человек пробует работать на себя, создает конкуренцию на рынке. Плохие игроки будут отсеиваться в любом случае. На данном этапе мы аккумулируем средства для нашего бизнеса, каждый своим способом – мы работаем на других, оказываем услуги, мониторим тренды. Неудачи – это тоже опыт, они будут и их никак не избежать. Такой опыт делает людей сильнее, умнее. В будущем он не будет повторять прежних ошибок. Для меня неудачи – это не проблема, – заявляет Санжар.

Двадцатитрехлетний Елеусын Нурбаев  – студент четвертого курса Казахского национального технического университета имени Сатпаева, будущий строитель. Однако работа по специальности мало прельщает Елеусына, он скорее видит себя в роли предпринимателя, работающего на себя, чем бригадного строителя. В университет поступил по настоянию родителей, чтобы «получить профессию»:

— Я учусь на строителя, но с детства хотел быть начальником, это звучит банально, но все же. Еще учась в 9 классе, я записался в супервайзеры Теле2, когда они только выходили на казахстанский рынок, пришли в Тараз. Тогда же я открыл группу в социальной сети Вконтакте, нарисовал лого и с тех пор занимаюсь перепродажей товаров из Китая – заказываю на AliExpress. На ежедневные расходы мне хватало. У меня не было никакого стартового капитала. Я работал по предзаказу. Накрутить за новинку можно было до 300% сверху. Я накручивал, можно сказать, нагло. Люди покупали. Сейчас, правда, появилась конкуренция (смеется). Каждый день я стараюсь узнать что-то новое, что поможет для продвижения моего дела, – признается Елеусын.


В нашей семье никто не занимался предпринимательством, но кто знает, вдруг предки торговлей занимались (смеется).

У Елеусына уже есть свой интернет-магазин по продаже гироскутеров (двухколесное средство передвижения, работающее на электричестве), на группу магазина в социальной сети «Вконтакте» подписаны почти 8 тысяч человек:

— Сейчас я занимаюсь продажей гироскутеров, у меня свой интернет-магазин «El-Line», занимаюсь купле-продажей. Гироскутеры мы покупаем в Китае. Это сейчас популярный товар. Покупаем оптом и продаем в розницу. Этим делом мы занимаемся с братом. У него есть, помимо этого бизнеса, постоянная работа. Вместе мы решили взять кредит и начать работать в этой нише. Взяли кредит, узнали адреса фабрик в Шэньчжэне. Полетели с другом, который хорошо знает китайский, в Китай, посетили несколько фабрик, всего их в Шэньчжэне двадцать пять. Мы не ошиблись с товаром, продажи изначально были хорошими. Сейчас планируем расширить предлагаемую линейку товаров, – вводит меня в курс дела Елеусын.

С Санжаром его познакомил общий друг. Парни сошлись в любви к футболу и общей мечте – открыть свою школу:

— Футбольная школа – наша общая мечта, сейчас мы движемся к ней разными путями, – признается молодой человек.

Руководителю компании iBeacon Kazakhstan Дастану Арынгазы —  22, он четвертый год занимается развитием навигационной технологии iBeacon в Казахстане. За это время он и его команда участвовали во всевозможных хакатонах и конкурсах для молодых предпринимателей. Когда он учился в университете, ему на лекциях звонили потенциальные клиенты и руководители крупных банков:

— Еще на втором курсе университета я понял, что хочу работать на себя. Все началось с ритейка (пересдача – V) – мне нужно было как-то выкручиваться из этой ситуации, я учился на платном отделении. Я помню, как мотался по университету. Вечерком, спускаясь по лестнице, увидел объявление о конференции. Я попал на эту конференцию, был небольшой форум с менторами. Там я понял, что хочу этим заниматься. Менторы посоветовали развивать это направление (технологию iBeacon – V), потому что были шансы вырваться среди других. Это стало переломным моментом. Мы участвовали в различных хакатонах, нас приглашал к сотрудничеству «Сбербанк», мы работали в «Хан Шатыре». Было много инвесторов, все они отсеивались. Отсеивались и разработчики в команде, – рассказывает Дастан.


Однако дома к его стремлению создать свой бизнес отнеслись неоднозначно, посчитав это дело несерьезным:

— Тогда мне дома сказали: «В этих железках нет ничего такого. Лучше бы в какой-нибудь банк пошел и работал на Oracle SQL в кредитном отделе». Сейчас же многие компании изъявляют желание пользоваться технологией iBeacon. Как я и ожидал, 3 года нужно было, чтобы этот рынок сам себя воспитал. Сегодня мы занимаемся интеграцией этой технологии – где-то консультируем, где-то развиваем, где-то устанавливаем ее. Допустим, в Esentai Mall мы занимаемся консультированием; работаем на одном месторождении на востоке Казахстана. Сейчас на нас выходят российские компании. Вообще, в России разработчиков данной технологии предостаточно, многие компании предпочитают работать с разработчиками из Украины или России. Я это понимаю, поэтому себя позиционирую как более дешевого разработчика, – поясняет стартапер.

Дастан, несмотря на техническое образование (за его плечами кафедра информационных систем Международного университета информационных технологий), которое имеет прямое отношение к его проекту, разработчиком себя не считает: 

— Я больше могу объяснить большой компании, в чем преимущество этой технологии, как оптимизировать процессы с ее помощью; могу донести это людям и объяснить разработчикам, чего хотят клиенты, – считает он.

Загоревшись идеей о развитии технологии системы навигации, Дастан принялся ее реализовывать. Для этого ему потребовались деньги, свой первый стартовый капитал он попросил у старшего брата:

— Айбикон – это железо, маленькие маячки. Их продавали в интернете. Тогда я сделал свою первую покупку в интернете, мне из-за рубежа все привезли. Дать мне первые деньги я убедил своего брата. Он занимался коммерцией и у него тогда как раз появились лишние деньги. Я сказал ему: «Дай мне просто 30 тысяч тенге, мне это очень нужно». Он попросил меня объяснить что это, зачем, и дал мне деньги. Я купил developer pack – маленький набор из трех устройств. Компания-производитель предоставляла исходные файлы. Есть Youtube, есть Geekhub, где хранятся исходные коды всех приложений. Я просто брал и пробовал, брал и пробовал. Показал демо-прототип и всем понравилось. Сейчас он видит, что из его 30 тысяч тенге вышло. Затем мы привлекли тысячу долларов. Друзья, знакомые, родственники – у всех я брал деньги. Особенно мне помогали друзья, которые работали уже к тому времени, – вспоминает молодой человек за стаканчиком кофе. 

В свои 22 года Дастану часто приходится общаться по работе с клиентами гораздо старше него самого, на вопрос: «Не чувствует ли он предвзятости из-за возраста?» он отвечает, что нет:

— Я такое (эйджизм – V) встречал в банке одном, не буду называть его. На месторождении нам, наоборот, говорили: «Ребята, вы только закончили и вы уже едите устанавливать?», один из сотрудников сказал: «Я окончил КБТУ. Пошел работать в кредитный отдел, потом сюда. Я потратил пять лет там, затем еще два года, чтобы работать на должности, которая приносит мне удовольствие. Мне завидно». Я чувствовал себя дискомфортно в тот момент. Мне неловко, не нравится, когда так говорят. Как пойдут дальше отношения, зависит от того, что я на это отвечу. Ответ может либо все испортить, либо оставить все как есть. В ответ я обычно киваю, – серьезно заявляет мой собеседник.

Сидя в одной из самых популярных американских кофеен, Дастан вспоминает историю о том, как он пытался устроиться наемным работником:

— Это было летом, после того, как меня уже оставили на пересдачу. Я устроился в большой компьютерный клуб оператором. Я пытался себя как-то проявить, чтобы руководство меня заметило. График работы был «2 через 2» и я помню, как не спал всю смену, думал, что за мной следит камера наблюдения, – смеясь рассказывает он, – Так я добросовестно отработал 15 дней (смеется). Я говорил руководству, что нужно снять ограничения с части компьютерного функционала, чтобы мы – операторы – могли спокойнее работать, потому что для доступа к дополнительным функциям все время требовался администратор, а он не всегда бывал на рабочем месте. Компьютерный клуб находился на Абая-Ленина (проспект Достык – V) и в этой части города бывает много иностранцев. Я все время помогал им с использованием компьютеров, пытался объяснять. Руководству не понравилось, что я активный, проявляю себя. Через 15 дней меня уволили, не расплатившись (улыбается). Это был горький опыт, но он дал мне понимание того, что нельзя так обращаться с людьми – выбрасывать их просто так, пообещал дать деньги – давай, – уже серьезно говорит Дастан.


Вместе с тем, юноша не отрицает возможности своего трудоустройства, главное для него в этом – адекватная оценка его, как эффективного специалиста:

— Сейчас дома меня стали понимать. Я спрашиваю у папы: «Меня приглашают работать в «Самрук-Казына», как вы думаете мне пойти?», он отвечает: «Зачем тебе на кого-то работать?» С одной стороны, когда работаешь на себя, есть преимущества. Я не исключаю возможности работать на кого-то, потому что сейчас надо зарабатывать, кормить себя. То, что мы зарабатываем сейчас – недостаточно. Но прямо сейчас я не планирую никуда устраиваться на работу, – пояснил он.

На сегодня в его компании работает четыре человека. Помимо разработчиков, есть еще и административный директор. Эту должность Дастан доверил своему близкому другу: 

— Говорят, что с другом сложно начинать что-то. Нет, я так не считаю, потому что очень сложно все самому успеть. А так полномочия делегированы, мой друг может поставить за меня печать, подпись.

Когда я задавала вопрос о том, есть ли у него кумир, ожидала, что он назовет имя молодого и талантливого американца из Кремниевой долины, но нет. Своим кумиром Дастан с детства видит родного дядю: 

— Мой кумир с детства – это мой дядя. Он очень крупный известный бизнесмен. Он очень занятой человек, не будет лишний раз выделять время, чтобы увидеться. Однажды я добился встречи с ним и это было…я с кумиром встретился, – с восторгом рассказывает молодой человек и добавляет. – Да, он наш родственник, но он не посещает семейные мероприятия. Он всегда занят, у него есть своя семья, он свободное время предпочитает проводить с ними. Когда мы встретились, я сразу ему сказал: «Хотите инвестировать в мой проект?», он ответил: «Нет, Дастан, не хочу» (смеется). И так обидно было слышать это (улыбается). Ну ладно, человек знает, что говорит, и он не только мне так ответил, он ответил так всем акселераторам, приходивших за инвестициями. Встреча с ним дала мне еще больше стимула и мотивации работать. Он вышел из маленького села, проявил себя и поднялся высоко, полностью выкладывается и делает очень качественные проекты. Я не беспокою его, я хочу добиться таких показателей, при которых мы будем на равных, – поясняет Дастан.

В целом, Дастан Арынгазы позитивно смотрит на перспективы развития предпринимательства страны, главное для этого эффективные кадры: 

— Есть я, и есть ребята, которые тусуются за КБТУ по ночам, они же – золотая молодежь, они же потом сядут в кресла и будут руководить страной. –  Вот за это страшно. Я вообще не выхожу никуда. Мы с другом можем просто сесть и отдохнуть. У меня, если честно, мало друзей. Я не расслабляюсь, так получилось, это уже привычка – день и ночь думаешь о том, что платить сотрудникам. Каждый раз нужно придумывать себе новые цели. Отдохнуть можно и дома, а потом пойти работать дальше. Многие представители моего поколения – дерзкие, они рвутся, проявляют себя. Они делают дело, показывают результаты. В этом и разница между нами и другими поколениями – мы не просто говорим, мы даем результат. Я думаю, мы сможем совершить прорыв и сравниться с Сингапуром. Не мешайте нам. Среди нас появится человек, который изменит страну, не мешайте ему появиться. Но я на его место не претендую, это большая ответственность. 

Сооснователь популярного среди молодых предпринимателей бизнес-инкубатора MOST Павел Коктышев считает, что молодое поколение казахстанцев приходит в бизнес по призванию и чаще всего выбирает для себя социально-направленные бизнес-модели:

— Надо признаться, что у этого возраста самые нетривиальные идеи, они чаще всего склонны к социальному предпринимательству: чем младше, тем более они альтруистичны, нацелены на социальную миссию. Это для них естественно, видно, что они этим живут. Нельзя сказать, что они больше гуманитарии. Я бы сказал, что они находятся в меньшей нужде и деньги для них не главный драйвер. Сейчас поколение предпринимателей, пришедших по призванию, а не по нужде. По нужде – это все поколение 90-ых годов, которые в 90-ые начинали свое дело. Их мотивация обоснована желанием лучшей жизни для себя, для своих детей. У них было больше рисков и больше приземленных ожиданий от бизнеса. Молодые люди видят больше вариаций бизнеса. Для них бизнес – это не классическая схема «купи-продай» или предоставление типичных услуг. Именно у этих ребят много нестандартных бизнес моделей, они занимаются творчеством. Главное их отличие – умение получать удовольствие от процесса здесь и сейчас. Они не могут ждать 3-4 года, чтобы потирать руки от успешно заключенной сделки, а на деньги, вырученные с нее, купить яхту. Нет. Они будут путешествовать, пусть даже их бизнес идет вниз. Они – гедонисты. Они могут упустить какую-то сиюсекундную выгоду в обмен на какую-то глобальную цель, которую они для себя определили, – считает Коктышев.

Среди других особенностей молодого поколения предпринимателей – иные условия ведения бизнеса:

— Если я скажу, что их кумиры – тот же Илон Маск, это будет не совсем правда. Если они делятся на своих страницах их изречениями, это не значит, что они их кумиры. Мне кажется, сейчас не время кумиров, сейчас время трендов. Кумиры быстро сходят с пьедестала и, мне кажется, люди сейчас не обращают на них внимания. И они понимают, что у них есть такая же возможность. При этом возможности не ограничиваются только Казахстаном. С 2011 года мы работаем с начинающими предпринимателями, и я лично заметил тренд, что в 2011-2012 годах было много местечковых проектов, то есть люди не позволяли себе мечтать о чем-то глобальном. Читаешь бизнес-план, максимум – идея городского масштаба. Сейчас студенты озадачены более глобальными задачами. На молодых предпринимателей большое влияние оказывают глобальные тренды. Но они часто играют с ними злую шутку. Есть консервативный усредненный потребитель – «любитель пива, шашлыка, самсы», нужно потратить много сил и времени, чтобы приучить его к «стейкам, круассанам и вину», – говорит Коктышев.

Ключевое преимущество в том, что у этого поколения предпринимателей больше амбиций, в хорошем смысле этого слова, у них меньше боязни.

Вместе с тем, по мнению предпринимателя, одна из отличительных черт нынешнего поколения – непостоянство: 

— Их слабая сторона – переменчивость. Есть исследование Стендфордского университета, в котором говорится, что те социальные предприниматели, которые во главу угла ставят финансовые показатели, в 3,5 раза эффективнее и успешнее, чем ставящие во главу угла социальную миссию. Чаще всего социальной миссией себя оправдывают те, кто не хочет усердно работать. Здесь вопрос умения дожать, не бросить дело на половине пути. Не хочу обобщать, но у меня такое ощущение, что людей, которые бросают чуть-чуть не дожав, очень много. У нас говорят об историях успеха и очень мало людей говорят об ошибках, о том, что сегодняшний успешный человек много раз падал и начинал сначала, – считает Коктышев.

Сейчас у молодых казахстанцев больше шансов создать свое дело. Перед ними открыты разные пути, для них создаются площадки, где более опытные бизнесмены могут помочь им сделать первый шаг. И молодежь видит это, она, по мнению Павла Коктышева,  желает быть «в потоке с такими же людьми – включенными, идейными».