Елена Дарзиманова, архитектор, специально для Vласти, фотографии Виктории Ли и Жанары Каримовой 

В 2014 году Казахскому Национальному Университету им. аль-Фараби исполнилось 80 лет. Его история началась 15 января 1934 года — в первый год в нем учились всего 54 человека и было два факультета. В те времена он назывался КазГУ им. Кирова и находился в старых, дореволюционных зданиях.

В декабре 1970 г. Совет Министров Казахской ССР решил строить первую очередь комплекса, и в апреле 1971 г. заложили фундамент главного корпуса КазГУ.

Разработкой проекта занимался авторский коллектив института по проектированию высших учебных заведений ГИПРОВУЗ под руководством В.П. Бондаренко. В СССР с 1947 года по 1991 существовал отдельный институт, проектировавший высшие учебные заведения, причем не только на территории Союза, но и за его пределами — например, в Эфиопии, Вьетнаме, Бирме, Монголии. В столице КазССР находился филиал ГИПРОВУЗА.

В Алма-Ате для строительства выбрали живописный участок вдоль реки Весновка (Есентай) площадью около 100 га, обрамленный двумя магистралями с севера и юга — ул. Тимирязева и аль-Фараби.

Фрагмент карты города, 1977 год

Территорию поделили на 4 зоны:

— учебно-производственную — здания ректората, учебных корпусов и научных лабораторий

— спортивную, с комплексом открытых и закрытых спортивных сооружений

— жилую

— хозяйственную 

Согласно первоначальному проекту, центром композиции стал форум между зданиями Дворца студентов и ректората, а также пешеходная аллея, по сторонам которой расставлены учебные корпуса. Пешеходная аллея упиралась в массивное здание библиотеки, за которой начиналась хозяйственная зона с комбинатом общественного питания и торговым центром. Парк отделял общественно-хозяйственные постройки от жилых корпусов – общежитий двух типов – малоэтажных и многоэтажных. Выше жилых корпусов располагались гаражи, хозпостройки, полигон для военной кафедры и прочие незначительные сооружения, которые также зеленой зоной отделялись от городской магистрали. Ближе к реке на восточной стороне участка сделали спортивную зону: закрытый спорткомплекс с бассейном, открытые спортивные сооружения – поля для игры в футбол и теннис, трибуны, беговую арену. Подобная планировка не мешала воздушным массам, перемещающимся с гор вдоль реки, нести свежесть в город. Благодаря застройке малой плотности и большому проценту озеленения, у студентов всегда было место для досуга. По территории даже протекает небольшой ручей, соединяющий Ботанический сад и р. Есентай.  

Основной доминантой комплекса зданий стал 17-этажный корпус ректората, — на тот момент одно из самых высоких зданий города.

Строительство предполагалось вести в две очереди, первая из которых обеспечивала места для 10000 студентов и должна была завершиться в 1986 году.

К началу 80-х годов были сданы в эксплуатацию несколько студенческих общежитий, учебные корпуса гуманитарных факультетов, биологического и географического факультетов, комбинат питания и торговый центр, ряд производственно-хозяйственных объектов.

В конце 60-х-начале 70-х годов основными архитектурным стилями в СССР и мире были: модернизм, брутализм и функционализм. Позже комплексный стиль с элементами модернизма и брутализма получил название «Советский модернизм». В архитектуре зданий можно увидеть влияние работ Алваро Аалто, школы Баухаус, Мндоянца А.А и прочих ярких представителей этого течения. Помимо визуальной составляющей, принципы модернизма отражены в планировке комплекса. Здания связаны между собой крытыми галереями-переходами, расположенными в разных уровнях. Блоки учебных корпусов связаны сквозными коридорами и вестибюлями. Застройка формирует сеть связанных замкнутых дворов, предоставляющих место для отдыха, прогулок и чтения.

Однако проектировщики института постарались придать всему комплексу уникальность и учитывать особенности среднеазиаткой архтитектуры, которой присущи внутренние дворы, теннистые аллеи, светозаградительные решетки, национальный орнамент в декоре.

Наиболее характерным зданием комплекса, в котором совмещены принципы модернизма и особенности среднеазиатской архитектуры, является Дворец студентов им. У.А. Жолдасбекова.

Общая площадь комплекса — 14250м2, зал рассчитан на 1537 мест. В плане дворец представляет собой восьмигранник с четырьмя массивными ризалитами. Для того, чтобы визуально облегчить внушительную конструкцию здания, его поставили на возвышение, и оно словно парит над территорией. Простые, без декора ризалиты возвышаются над общим уровнем кровли, вытягивая здание по высоте, плитки ракушечника, которым облицован фасад здания, выполнены вертикальной раскладкой. Декор минимизирован использованием железобетонных решеток, стилизованных под национальный орнамент, которые помимо солнцезащитной функции, придают зданию нарядности, а также скрывают нерегулярное остекление. Крыша также сложной формы визуально отделена от здания заглубленным техническим этажом.  



Здание дворца благодаря орнаментальным решеткам и единым отделочным материалам перекликается со зданием ректората – 17-ти этажным корпусом, а также с прочими сооружениями, но каждое из них уникально и имеет свои особенности.


Корпус ректората на момент строительства являлся одним из самых высоких зданий в городе. Конструктивная схема – металлический каркас из колонн и ригелей, на который навешивались наружные железобетонные стены-панели. Такое решение позволяло ускорить процесс строительства и обеспечивало большие пролеты и площади, свободные от конструкций, внутри здания. 

Здание по форме простое и незамысловатое, но запоминается благодаря сложной системе солнцезащитных решеток, вынесенных на консоли и декоративному ограждению балконов на торцах здания. Похожий принцип использован в архитектуре главного корпуса КазНТУ им. Сатпаева. Здание ректората является одним из наиболее часто узнаваемых зданий города и визитной карточкой, характеризующей архитектуру Алматы 70-80гг.


Каждое здание комплекса уникально не только в архитектуре, но в и деталях.

Например, фасад ректората кажется плоским, но если приглядеться, то видно, что плиты ракушечника выступают из плоскости на разную глубину, с определенным ритмом. Каждое здание имеет свой тип облицовки, но за счет того, что используется единый материал одного тона, это различие не бросается в глаза. Лестницы обрамлены витражами и здания учебных корпусов просматриваются насквозь. Вентиляционные решетки технических зданий повторяют дизайн решетки радиатора автомобиля «Чайка». Повсеместно используется ленточное и панорамное остекление. Фасады геометричны и «расчерчены» лизенами (вертикальный плоский выступ стены — V).

Отдельного упоминания достойно сооружение трибуны открытой арены спортивной зоны комплекса.

Для того, чтобы организовать полноразмерное футбольное поле с беговыми дорожками по периметру в едином уровне, архитекторам пришлось придумать интересное решение. Поле вытянуто с юга за север, как и уклон участка, потому с южного входа посетители могут пройти что называется «с земли», а с северного образовывается цокольная часть с лестничным маршем. В цоколе раньше находились служебные, технические помещения и раздевалки. Трибуны подняты на мощных треугольных опорах, и образуют собой кровлю для пространства под ними. А под трибунами расположился целый комплекс на свежем воздухе – 4 беговые дорожки на 100 м, горки, брусья и прочее оборудование. Сюда же выходят эвакуационные выходы с трибун. Сами трибуны также перекрыты легкой кровлей.

Общежития КазГу двух видов: 9- этажные дома — для семейных студентов, преподавателей, гостей квартирного типа, и 5-этажные однокомнатные корпуса для студентов.

Пятиэтажные корпуса также имеют систему консольного фасада. Каждая комната выходит на широкий балкон и имеет витражное остекление. Первый этаж проходной. Из просторного вестибюля наверх ведет открытая лестничная клетка, от которой расходятся коридоры с комнатами по обе стороны. 

Из-за развала Советского Cоюза и отсутствия финансирования, постройка второй очереди университетского городка была отложена почти на 20 лет. В 2005 году начался второй этап строительства университетского комплекса— с возведения Научной библиотеки. 

В рамках второй очереди построили: дома молодых ученых, трех факультетов: физико-технического, механико-математического, химии и химической технологии, новый комбинат питания, бассейн. Общежития отремонтировали и покрасили. Бывшее здание комбината переоборудовали под учебный интернет-центр, а здание магазина — под центр обслуживания студентов. Внутренний двор перекрыли остекленным куполом и увеличили общую площадь здания до 7300м2. 

К сожалению, при проектировании и строительстве новой очереди, совершенно не брался в расчет внешний облик существующей застройки, и ансамбль комплекса теперь разрушен. 

Новые здания никоим образом —ни в цветом решении, ни в архитектурном, не перекликаются с ранее построенными. Внутренний дворик здания ректората был застроен под Музей аль-Фараби, внешний вид которого удивительно чужеродный и невыразительный.  

Однако за эти годы территория комплекса не урезалась, озеленение и общая планировочная структура генерального плана сохранены, хотя и заброшены, санитарная очистка озеленения, как и обновление мощения в некоторых местах давно не производились. Часть общежитий более не принадлежат университету, хотя и находятся на их территории. Эти здания выделяет отсутствие ремонта, заброшенность и хаотичный рисунок фасада – собственники присоединили широкие балконы и сделали их частью комнат. Здания, примыкающие к Ботаническому саду переобрудованы под автомастерские и шиномонтаж. Территория становится более закрытой и частной – нет доступа к реке Есентай, выход на проспект аль-Фараби ограничен. 

В начале сентября у университета появилась своя входная арка — можно сказать, что она ознаменовала собой третий этап переустройства. По словам ректора «идея возведения арки осуществлена благодаря поддержке и добровольным взносам выпускников университета. Триумфальная арка отражает глубокий смысл патриотизма, расцвета и укрепления независимости страны. Она возведена в честь 25-летия независимости Казахстана, 1000-летия города Алматы и высоких международных достижений КазНУ». Для отображения этих идей выбрали классический стиль, так популярный в нашем городе. Однако арка, несмотря на свое довольно качественное исполнение, не вписалась в общий входной ансамбль и выглядит чужеродной на фоне существующих зданий. Хотелось бы видеть на данном месте более смелое и современное сооружение. 

В сети есть фотографии макета и 3D модели, позволяющие оценить масштаб будущей застройки третьей очереди. К сожалению, вместо сохранения оригинальных исторических фасадов, планируется их полное переустройство. Хорошо знакомый горожанам облик основных зданий будет утрачен. Его заменят безликими и невыразительными поделками. Свободные пространства между корпусами застроят разного типа зданиями, совершенно не согласованными ни по форме, ни по архитектуре. Третий этап строительства вероятно станет последним этапом в процессе разрушения ансамбля городка и всех тех разумных и выверенных решений, с которыми он проектировался.  

Статья написана в рамках Archcode Almaty - это проект, посвященный сохранению архитектурной идентичности города. Проект осуществляется при поддержке Фонд Сорос - Казахстан.