Агрис Прейманис, главный экономист по Центральной Азии Европейского банка реконструкции и развития, считает главными испытаниями казахстанской экономики за последние полтора года низкие цены на нефть, рецессию в России, спад рубля и замедление экономического роста в Китае. Тем не менее, он указал на своевременное развертывание антикризисных программ в стране: «Есть хорошее понимание у правительства и президента, что экономика уже не может в такой большой степени полагаться на нефтяной сектор».

Валютные риски, которые мы раньше не учитывали, стали наиболее острой внутренней проблемой во время этого кризиса, говорит управляющий партнер Tengri Partners Ануар Ушбаев. К ним добавляются еще и инвертированные балансы – когда люди берут валютные займы, но доходы получают в местной валюте. «Думаю, что тенденция к получению долларовых кредитов сильно снизится. Естественно, память у людей короткая, но я надеюсь, что хотя бы в следующие 5 лет она будет устойчивой», - подчеркнул финансист.

По мнению директора департамента финансовой стабильности и рисков Национального банка Сабита Хакимжанова, первоочередным уроком для казахстанской экономики стало то, что фиксировать обменный курс – занятие безнадежное. «Теперь нам нужно стабилизировать ставки, научиться правильно формировать ожидания участников рынка, опираясь на траекторию ставок, а также позволить курсу формироваться более рыночно под воздействием фундаментальных внешних факторов», - поясняет он. Кроме того, руководство страны приблизилось к пониманию того, какой должна быть фискальная политика.

Основным уроком для нефтяного сектора – одного из основополагающих в экономике Казахстана – стала необходимость экономии. «У нас же огромный долг, порядка 10 млрд долларов. Если мы не будем следить за ним, у нас просто будет дефолт, а это одновременное предъявление к досрочному погашению 10 млрд долларов. Даже правительство не сможет выделить нам столько денег», - отмечает управляющий директор по экономике и финансам нацокмпании «КазМунайГаз» Ардак Касымбек.

Еще этот кризис, по его словам, научил нефтяников избирательности в инвестициях: «Когда цены на нефть были в пределах 100 долларов, был момент определенного расслабления, неразумных трат денег, непонятных проектов». Он утверждает, что сейчас КМГ очень консервативно подходит к инвестиционным программам, выбирая только наиболее перспективные из них, способные поддержать уровень добычи.

«Если взять государственных служащих, то мы все понимаем, что у нас были предыдущие 10 лет, чтобы построить новые платформы и индустрии, пока был период высоких цен на нефть», - говорит председатель правления фонда «Даму» Каныш Тулеушин. Сейчас времени для подготовки значительно сократилось, и важность мобилизации стала главным выводом, к которому пришли госслужащие. По его мнению, все госорганы и институты уже активизировались, чтобы максимально быстро запустить новые проекты и инструменты, чему раньше не уделялось должное внимание.

Предприниматели же, по словам Тулеушина, свыкаются с необходимостью прекратить погоню за сверхприбылью: «Они должны работать над тем, чтобы завоевывать большие рынки путем уменьшения своей маржинальной доходности и улучшения качества». Он обратил внимание на последние инновации в секторе машиностроения и сказал, что казахстанская промышленность начинает принимать внешние требования и готовится к конкуренции на международном рынке. «Будущие вызовы  - серьезные, они отражены в госстратегиях и над ними сейчас работают», - говорит он.

В то же время казахстанский бизнес учится повышать качество корпоративного управления, заметил Ушбаев. «Раньше он рос за счет двух факторов: удорожания активов и роста потребительской активности, который поддерживался огромным валовым притоком валютной ликвидности», - поясняет финансист. Сейчас ни того, ни другого нет, а единственным источником роста становится компетентность менеджмента. Но результатов в этом можно добиться только обеспечив верховенства закона, подчеркивает Хакимжанов.

Впрочем, Ушбаев не замечает каких-либо существенных изменений в экономике за последние полгода. «Все столкнулись с очевидностью многих проблем. Но успели ли они к ним адаптироваться? Еще нет», - говорит он. Председатель правления Народного банка Умут Шаяхметова также не заметила коренных переломов за это время. «Возможно, мы достаточно долго осознавали новую реальность и не хотели её воспринимать», - поделилась она.

По её словам, каждый субъект экономики, как и в 2009 году, ждал отскока нефти, окончания войны в Украине и снятия санкций с России: «Но теперь многие убедились, что новая реальность надолго». Банковский сектор, по словам Шаяхметовой, с момента начала кризиса научился рационально относиться к заимствованиям: физические лица больше не берут ипотеку в 5 тыс. долларов за квадратный метр жилья, банкиры останавливают себя от того, чтобы выдать такой кредит, а регулятор внимательно контролирует ситуацию.

У Казахстана нет шанса выйти победителем из кризиса без серьезных преобразований в системе государственного управления и проведения структурных реформ, утверждает Ушбаев. К этому добавляется и необходимость усиления контроля за расходами госбюджета, объем которых, возможно, следует даже увеличить. «Если реформ не произойдет, у страны вообще будут очень низкие шансы увидеть рост в горизонте ближайших 3-4 лет, если только цены на нефть не вырастут», - говорит он.

Прейманис, в свою очередь, указывает и на важность улучшения внешних экономических условий – ситуации с ценами на нефть и состоянием экономик Китая и России. «И все же, когда они улучшатся, нужно продолжать реформы, чтобы будущий рост казахстанской экономики был более стабильным», - отметил он. Экономист не прогнозирует серьезного увеличения цен на нефть, поэтому уверен, что интенсивность проведения реформ вряд ли будет ослаблена.

Экономический рост в этом кризисе не та вещь, которую нужно поддерживать всеми силами, убежден Хакимжанов. «Важнее не он, а структурные реформы, реформы в системе управления, в принятии решений. Но у нас есть очень серьезные структурные ограничения, которые сказываются на нашей способности их проводить», - считает представитель Нацбанка. Такими факторами, по его словам, выступают человеческий капитал и состояние институтов.

Шаяхметова же видит необходимость снижения роли государства в экономике. «Мы говорим про приватизацию, и она уже была объявлена. Но мы видим, что сегодня она продвигается не так успешно», - подчеркивает она. Причина этого в отсутствии средств у инвесторов и плохом прогнозировании будущих перспектив государственных компаний. Бизнесмены, по её словам, готовы покупать их только с условием заключения государственных контрактов на 5-10 лет, но на такие условия нельзя соглашаться. «Если предприятие не продается, нужно его ликвидировать или оставить в полузачаточном состоянии, либерализуя при этом рыночные условия. Нам ведь нужно не просто продать монополистов», - полагает она.

«Думаю, что хуже казахстанской экономике уже точно не будет, и она в любом случае выйдет из кризиса с выигрышем», - утверждает Тулеушин. В краткосрочной перспективе Казахстан, по его мнению, ждет «только рост» - на это указывает динамика курса валюты, увеличение числа субъектов предпринимательства и появление новых индустрий.

Прейманис также уверен, что в среднесрочном периоде Казахстан извлечет выгоду из кризиса – некоторые реформы уже проделаны, и создана база для их дальнейшего проведения. «Если совершенствование продолжится, то у Казахстана есть перспектива вернуться к росту и в долгосрочном периоде стать более конкурентоспособной экономикой», - говорит экономист.

Нефтяной сектор, по мнению Касымбека, тоже выйдет из этого кризиса окрепшим и очищенным. Сейчас все компании адаптируются к низким ценам на нефть, привыкли к ограничению по расходам и занимаются продажей ненужных активов. «У нас других шансов нет. Иначе нам грозит дефолт, если мы не будем контролировать затраты и смотреть за ковенантами», - отмечает топ-менеджер КМГ.

«То, окажемся мы в проигрыше или выигрыше по окончанию этого кризиса – на самом деле зависит от каждого отдельного предприятия, клиента и банка», - подчеркивает Шаяхметова. Сейчас многие ужимаются, сокращают расходы и определяют приоритеты. Государству, по её мнению, также крайне важно провести ревизию законодательства. Не нужно переписывать все на 100%, но важно выявить то, что нам не помогло в лучшие времена и что помешало достичь результатов. Важно понять, где у нас были возможности, но мы ими не воспользовались», - пояснила глава банка.

Ушбаев считает, что будущее экономики будет зависеть от того, какой уровень уверенности государство даст частному сектору. Если бизнес будет уверен в нем, будет доверять его действиям, включая действия Нацбанка, тогда у нас страны есть шансы по окончанию кризиса увидеть новые инвестиции, рабочие места, предприятия и общее повышение эффективности. «Если же такой уверенности не будет, произойдет падение прибыли у бизнеса, инвестиций и общее ухудшение ситуации. Конечно, существует ненулевой шанс того, что мы чему-то научимся, но про окончание кризиса пока говорить не приходится», - заключил он.