Напомним, 29 мая текущего года президенты Казахстана, России и Беларуси подписали договор о создании Евразийского экономического союза уже ратифицировали национальные парламенты трех стран.

Что касается непосредственно трудовой миграции, то, по данным министерства внутренних дел Республики Казахстан на территорию Республики Казахстан въехало с целью работы из Российской Федерации: в 2012 году 7041 чел., в 2013 году 7634 чел. и в 2014 году (4 мес) 2943 человека. Из Республики Беларусь въехало: в 2012 году 208 чел., в 2013 году 397 чел. и в 2014 году (4 мес) 262 человека.

«Полагаем, что в 2015-2016 годах количество вьезжающих в Казахстан из Российской Федерации и Республики Беларусь сохранится на прежнем уровне», - сказал в официальном ответе на запрос Vласти вице-министр здравоохранения и социального развития РК Даулет Аргандыков.

По информации же министерства внутренних дел Республики Беларусь, в период с 2012 года и до июля текущего года из Беларуси в Казахстан и наоборот граждане двух стран на работу не выезжали.

Статкомитет СНГ, в свою очередь, демонстрирует цифры, которые свидетельствуют о снижении потока трудовых мигрантов из России и Беларуси в Казахстан. Так согласно таблице «Численность иностранных граждан, получивших право на занятие трудовой деятельностью в государствах – участниках СНГ» в Казахстан из Беларуси в 2009 прибыло 55 человек, в 2010 – 63, в 2011 – 53, а в 2012 – только 9. Аналогичная динамика прослеживается и в отношении граждан России – 1276, 1092, 1112 и 712 человек соответственно.

В России же из Казахстана всего работало в 2009 году 11 187 человек, в 2010 – 8 267 человек. В 2011 – 4 513 лиц, имеющих действующее разрешение на работу на конец года, а в 2012 – 771. По Беларуси цифры гораздо ниже – 56, 51, 68 и 1 казахстанец соответственно по периодам.

Стоит отметить, что, как правило, различные эксперты, комментируя данную тему СМИ, не прогнозируют значительных изменений в трудовой миграции среди стран-участниц ТС, после начала действия ЕАЭС, так как де-факто рынок труда трех стран уже объединен с 2012 года.

Так, например, заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников в беседе с РБК заявил: «Основной поток мигрантов в Россию у нас далеко не из Казахстана и не из Белоруссии, поэтому ожидать, что произойдет какой-то наплыв мигрантов из стран Таможенного союза, не стоит».

Казахстанские же чиновники не раз говорили о том, что в стране в связи с реализацией политики индустриализации будет ощущаться нехватка квалифицированной рабочей силы, которую как раз и можно будет на первых порах привлекать из России и Беларуси с целью обучения местных специалистов. Однако это не будет носить какой-то массовый характер.

Аргандыков в ответе на запрос Vласти дал некоторые пояснения относительно общего рынка труда. Он отметил, что в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) вопросы трудовой миграции регулируются Соглашением о правовом статусе трудящихся – мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 года, которое вступило в силу с 1 января 2012 года.

В основу же раздела «Трудовая миграция» договора о Евразийском экономическом союзе включены договоренности достигнутые государствами-членами в рамках Соглашения.

Так, в соответствии со статьей 97 Договора работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена ЕАЭС вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

В министерстве пояснили, что «государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания».

Помимо этого, договор предусматривает для трудящихся мигрантов государств-членов такие гарантии, как: освобождение от обязанности регистрации при въезде на территорию государства трудоустройства со сроком до 30 суток; обязательное страхование временной нетрудоспособности, материнства, от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей и медицинского страхования; вступление в профессиональные союзы; зачет трудового (страхового) стажа при исчислении страховых выплат в государстве трудоустройства; получение справок подтверждающих период работы, размер заработной платы, информацию о наименовании профессий по которой осуществлялась трудовая деятельность.

«Таким образом, привлечение работников из стран-участников ЕАЭС ведется без учета ограничений по защите национального рынка труда, также без получения разрешения трудящимся на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства», - заключил Даулет Аргандыков.

Несмотря на статистические данные последних лет официальных служб, а также прогнозов некоторых экспертов и министерства здравоохранения и социального развития РК о сохранении динамики потоков трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС, риск оттока казахстанских специалистов в Россию все же существует – такие опасения, например, высказывали отечественные бизнесмены на Конференции предпринимателей города Алматы. Реальную же картину по рынку труда можно будет увидеть позже – спустя, как минимум, полгода-год после начала действия Евразийского экономического союза.