Маргарита Бочарова, Vласть

 

Прошедший год показал слабость позиций казахстанских производителей на рынке Таможенного союза и даже поставил под угрозу продовольственную безопасность страны, считают эксперты.

 

Несмотря на это, по мнению экспертов, опрошенных Vластью, начавшееся в 2011 году формирование «наднациональной бюрократии» позволит повысить эффективность экономического сотрудничества трех стран.

 

В целом 2011 год в рамках Таможенного союза отмечен, с одной стороны, 33%-ым увеличением объемов внешнего и внутреннего товарооборотов, высокой степенью диверсификации товарной структуры взаимного торгового оборота. С другой стороны, все еще высока разница между объемами взаимной торговли и торговли с третьими странами, очевидна лидирующая роль Российской Федерации в экономическом взаимодействии стран Таможенного союза.

 

Главные итоги деятельности Казахстана в Таможенном Союзе по версии экспертов

 

Тулеген Аскаров, независимый экономический обозреватель, обращает внимание в основном на негативные аспекты 2011 года для Казахстана в рамках Таможенного союза. В первую очередь, он отмечает отрицательное сальдо внешней торговли нашей страны с Россией и Беларусью. Аскаров приводит данные, согласно которым объем импорта из стран-партнеров по интеграционному объединению более чем в два раза превышает объем вывозимых из страны в Россию и Беларусь товаров.

 

Кроме этого, обозреватель делает вывод «о слабых позициях казахстанских производителей» в рамках союза, основываясь на товарной структуре импорта и экспорта Республики Казахстан во взаимной торговле. Импортируя в больших объемах машины и оборудование, продукцию химической промышленности, Казахстан более чем в половине случаев может предложить партнерам по Таможенному союзу только минеральное сырье, поясняет Аскаров.

 

Последнее, что особо выделяет эксперт, - это «невнятность государственной политики Казахстана в рамках Таможенного союза». Такой вывод Аскаров делает, основываясь на недавних заявлениях российского руководства о запуске Евразийского экономического союза к 2015 году и скором вступлении России во Всемирную торговую организацию.

 

Рахим Ошакбаев, первый заместитель председателя правления «Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен», считает, что «событие №1» для Казахстана – это формирование в рамках Единого экономического пространства органов с наднациональным статусом.

 

Он отмечает, что именно это позволит повысить качество бюрократических процессов, которые ранее существовали на стыке взаимодействий структур Таможенного союза с Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС) и были не столь эффективны.

 

Ошакбаев не берется подводить итоги предпринимательской деятельности Казахстана в рамках Таможенного союза за 2011 год, ссылаясь на существующие по этому поводу «диаметрально противоположные» мнения властей и неправительственных аналитиков.

 

Тем не менее, эксперт высказывает сомнения в уровне национальной конкурентоспособности: «особенно в отраслях переработки». Более того, Ошакбаев считает, что имеет смысл говорить о предпосылках «продуктовой экспансии» стран-партнеров Казахстана по Таможенному союзу.

Однако, позитивные тенденции в среде казахстанского бизнеса также имеют место. Эксперт особо выделяет продукцию отечественной текстильной и обувной промышленности. В этой связи «посыпать голову пеплом» Ошакбаев считает все же излишним.

 

В качестве важнейшей задачи экономической политики Казахстана на ближайшее время он видит тщательное отслеживание, чтобы «по каждому аспекту бизнес-климата мы были более конкурентоспособны», чем Россия или Беларусь. Для этого, по его мнению, у Казахстана уже имеются определенные предпосылки.

 

Таможенный союз по-прежнему ориентирован на внешние рынки

 

Анализируя статистические данные Комиссии Таможенного союза за 2011 год, становится очевидным: объемы внешней торговли трех стран интеграционного объединения более чем в 14 раз превысили объем взаимного торгового оборота между Россией, Казахстаном и Беларусью.

 

При этом стоит отметить, что прирост объемов как внешнего, так и взаимного товарооборота стран в сравнении с 2010 годом составил около 33%. Суммарные годовые показатели увеличения объемов экспорта и импорта в третьи страны также находятся на одном уровне: в пределах 31-34%.

 

Несмотря на позитивную динамику количественных показателей в рамках Таможенного союза, качественная составляющая экономического взаимодействия способна представить более наглядную картину происходящих в рамках объединения процессов.

 

Доли государств-членов Таможенного союза в совокупном объеме внешней торговли практически зеркально отображают соответствующие показатели взаимного товарооборота. 

 

Безусловным лидером здесь является Российская Федерация, чья доля в торговле с третьими странами составляет около 84%, а в торговле с Казахстаном и Беларусью на неё приходится почти две трети общего объема.

 

При этом во взаимной торговле по удельному весу на втором месте находится Республика Беларусь с долей в 23%.  В общем объеме внешнего товарооборота позицию после России занимает Казахстан, на который приходится чуть более 11%.

 

Крупнейшим покупателем товаров государств-членов Таможенного союза является Европейский Союз, где Голландия, Италия и Германия занимают первые строчки среди стран-экспортеров с совокупным удельным весом почти в 50%. Ближайшим соседям по СНГ Россия, Казахстан и Беларусь экспортируют менее 9% всей продукции интеграционного объединения.

 

Наибольшие объемы импортных закупок трех стран также приходятся на страны ЕС. Импорт из  Германии, Италии и Франции составляет немногим более половины общего объема. Китай поставляет в Таможенный Союз всего 17% приобретаемых по импорту товаров.

 

На внутренний рынок Таможенного Союза в наибольшей степени ориентирована Беларусь, в которой более 46% внешнеторгового оборота приходится на Казахстан и Россию. Во внешней торговле Российской Федерации на страны-партнеры по Таможенному союзу приходится менее 8%.

 

По мнению экспертов Комиссии Таможенного союза, в 2011 году странам Таможенного союза во взаимной торговле удалось достичь более высокой степени диверсификации товарной структуры, чем в торговле с третьими странами. Во взаимной торговле преобладает продукция с высокой степенью переработки.

 

«Так, если во внешней торговле 72,6% экспорта приходится на минеральные продукты, то во взаимной торговле  –  только 41,1%.  Машины, оборудование и транспортные средства занимают 19% объема взаимной торговли, в то время как доля продаж этих товаров за пределами Таможенного союза составляет лишь 2,4% совокупного экспорта», - такие данные приводятся в публикации Комиссии Таможенного союза по итогам прошлого года.