Военный дискурс для журналистов и блогеров проводится уже в пятый раз. Закрывающий 2016 год дискурс был посвящен гибридным войнам, как набирающей популярность в современном мире.
Гибридная война — термин, обозначающий смешанный вид военной стратегии, когда противоборствующие стороны объединяют воедино боевые действия, кибервойну, экономические подрывы и локальные атаки, осуществляемые небольшими группами военных.
Учебный центр «Спасск» расположился напротив мемориала жертвам Карлага, здесь его называют «Миллионником» – народная молва рассказывает о миллионе тел, захороненных в братской могиле за мемориалом.
Осенью Спасск, особенно в пасмурные дни, представляет собой суровое место – степь и сопки на километры вокруг; пронизывающий до костей ветер.
Не только погода сурово встретила журналистов и блогеров, но и сами организаторы дискурса – по пути в учебный центр был инсценирован захват автобуса террористами. Как выяснилось, такой неожиданный элемент на дискурсах - уже добрая традиция. Получилось очень правдоподобно, а главное - бодрило после долгой дороги до Спасска. Не все журналисты поняли, что это инсценировка и просили "террористов" сохранить им жизни. Впрочем, пройдя какой-то отрезок гусиным шагом под прицелом, репортеры выяснили, что нападение было ничем иным, как радушным приветствием новобранцев.
Программа военного дискурса состояла как из теоретических, так и из практических занятий. Первую половину дня, участники слушали лекции по работе военкоров и операторов в зонах боевых действий, учились оказывать первую медицинскую помощь и определять координаты на карте. А уже после обеда выезжали «в поле», чтобы в деле применить усвоенный материал.
— С первого же дня своего пребывания в зоне боевых действий, журналист не должен расслабляться, он должен постоянно быть начеку. Нужно понимать, что в таких условиях у человека появляются психологические блоки, человек начинает строить стену между собой и окружающими. Появляется недоверие. Опытные военные журналисты, которые не раз выезжали в «горячие точки», говорят, что нельзя не доверять, хорошие люди есть везде и нужно научиться разбираться в людях. Еще одно правило — если нет страха, значит, пора возвращаться домой. Если человек перестает бояться, а это обычно происходит в промежутке между 3 и 12 днем нахождения в зоне боевых действий, то нужно либо подвергать себя страху, либо срочно уезжать. И главная заповедь военного журналиста, о котором вы должны помнить всегда — ни один репортаж не стоит вашей жизни, – рассказал на одной из лекций инструктор Руслан Бек.
На первое свое задание журналисты и блогеры отправились вместе с карагандинским отрядом спецназа министерства обороны – на полигоне им предстояло взять штурмом несколько домов, в которых укрылись террористы.
К месту проведения спецоперации журналистов вместе с инструкторами привезли на автобусе. Спецназ прибыл на танке и БМП (боевая машина пехоты).
Участники дискурса были поделены на две группы, после чего техника выдвинулась в направлении вражеских объектов.
Стрельба не заставила себя долго ждать: после того, как по технике был открыт огонь, и бойцам спецназа, и журналистам пришлось спешиться, чтобы под прикрытием танка подступить к позициям «терорристов».
По сценарию операции, один из преступников был задержан, остальные при оказании сопротивления были ликвидированы. Схваченного боевика обыскали и скрутили на месте.
Журналисты, тем временем, судорожно записывали стендапы для вечерних новостей и выпусков программ.
На следующий день, инструкторы разыграли еще более динамичный сценарий – на закате к учебному центру «Спасск» движется группа террористов. Журналисты под защитой вооруженного спецназа и инструкторов должны эвакуироваться в течение получаса. До пункта, откуда их заберет авиация - около 10 километров пути, большую часть которого предстоит преодолеть пешком, уходя от погони.
Во время похода, командир отряда давал ценные советы и подсказки. Если, к примеру, отряд остановился более, чем на 20 секунд, нужно присесть на корточки и занять позицию круговой обороны.
Временами степную тишину разрывал рев КамАЗа и звук стрельбы – террористы подгоняли отряд, журналисты бежали, спецназ отстреливался. На пути у нашей группы была еще одна точка – дом, недалеко от которого авиации сбросила провиант. К назначенному месту мы добрались уже в темноте. Командование дало задание искать сброшенный сухпаек. И пока все мы, разойдясь, искали еду, коллеги начали пропадать.
Как выяснилось, злоумышленники догнали отряд не без сигналов предателя, затесавшегося в движущуюся шеренгу. Когда окончательно стемнело, они начали похищать отстающих или ушедших далеко журналистов.
Дойдя до места эвакуации, командир учений Рустам Эюбов получил указание – вместе со спецназом отправиться в лагерь террористов, чтобы спасти похищенных журналистов. Погрузившись в машины, мы поехали выручать коллег.
Казахстанские журналисты едва ли могут отправиться освещать боевые действия. Союз журналистов Казахстана не является членом Международной федерации журналистов, поэтому наши журналисты не имеют возможности напрямую получить международное профессиональное удостоверение, необходимое для работы по всему миру и признанное властями многих стран. Но тем, кому хочется поработать в горячей точке, возможно сделать это при наличии аккредитации в стране, в которую собирается журналист.
Как показал дискурс, журналисты к работе в «горячих точках» не готовы, и дело не только в отсутствии снаряжения или должной выносливости (при этом кое-кто из представительниц прекрасного пола изловчился в походные рюкзаки положить утюжок для волос). Дело в психологической подготовке и отсутствии понимания того, что разыгранная инсценировка вполне может оказаться реальной командировкой, где второй дубль не предусмотрен. И хотя инструкторы и офицеры относились к отсутствию подходящей обуви и дисциплине с пониманием, кажется, к подобным испытаниям стоит подойти серьезнее.
Фотографии предоставлены департаментом по работе со СМИ министерства обороны Казахстана