Трепетное отношение к волосам есть у каждого народа; одни верят, что нельзя отрезать косы, другие определяют статус женщины именно по волосам. Например, у русского народа есть обряд «расплетание косы», который совершается на девичнике или на самой свадьбе. Девушке расплетали косу и заплетали две косы, которые укладывали в прическу и прятали под головной убор. В это время она пела песню, которой прощалась со своей вольной жизнью. Этот головной убор она на людях больше не снимала, так как открыть голову для замужней женщины было позором. Выражение «опростоволоситься» уходит корнями именно к этой традиции, следовательно, лишить женщину головного убора - опозорить ее брак. Украинцы верили, что замужняя женщина без головного убора могла навлечь неурожай или падеж скота. У чувашей замужняя женщина без головного убора считалась причиной несчастий.
У казахов девушка, которая еще не вышла замуж, заплетала две косы и носила такия (тюбетейка) или кәмшат бөрік (шапка, отделанная мехом выдры).
Известный востоковед-тюрколог В. В. Радлов писал о том, что женщины 25-40 лет надевали кимешек, головной убор, который покрывал голову, шею, грудь и спину. Женщины постарше повязывали жаулык, проще говоря, платок. Если сравнивать традиции различных народностей, то можно заметить, что у многих существовал запрет на появление замужних женщин на людях с непокрытой головой. Обычно это связывают с ревностью мужа, но есть еще версия, что волосы покрывали, чтобы защитить себя от магии и злых чар. Считалось, что колдуют всегда именно на волосы как на источник магической силы. К примеру, на карельской свадьбе жених отрезал себе маленький локон жены и клал в карман. Верили, что так он взял магическую силу жены в свои руки.
Поверье о магической силе волос присутствует и у нашего народа. Считалось, что если отрезать косу девушке - это равносильно тому, чтобы отрезать ей руку или ногу. Одним словом, лишить ее части тела, лишить ее силы, отрезать ее путь. К тому же, никогда нельзя было выкидывать волосы туда, где ходят люди. Волосы собирали и закапывали в пустынном месте, где никто не ходит. Казахские девушки волосы заплетали в две косы, две - потому что женщина не должна быть одна, рядом с нею всегда должен быть спутник.
Длинные косы у казахов считались признаком красоты, о них слагали песни, стихи и даже сказки. Например, когда описывали красоту девушки, говорили: «Қыпша бел қолаң шаш» («Тонкая талия, длинные роскошные волосы»). К примеру, в народной песне «Ой көк» есть такие слова: «Шашын он күн тарап, бес күн өрген» («Расчесывала волосы десять дней, а заплетала пять»). Да что уж говорить, в девушку могли влюбиться только благодаря ее красивым волосам! Так, например, в сказке «Куламерген» жена батыра Куламергена обладала длинными и роскошными волосами. Однажды, когда она купалась в реке, несколько ее волос уплыло по течению. Эти волосы подобрала жалмауыз кемпир, то есть ведьма, и отнесла их к хану, который был покорен их красотой и влюбился в их обладательницу заочно. В результате чего Куламерген был брошен в темницу, а его жену привезли к хану и хотели насильно выдать замуж. Такая же сюжетная линия и в сказке «Аламан и Жоламан». Хорошо, что это сказки и в них все хорошо заканчивается.
Кстати, именно по причине того, что казахи придавали большое значение волосам, имена Алтыншаш, Карашаш, Сулушаш, Коланшаш были так распространены.
Что касается ухода за волосами, учитывая тот факт, что бытовые условия были непростыми, не было ни канализации, ни водопровода с горячей водой, то это занимало определенное время. И даже в таких условиях строго следовали традициям, отращивая длинные волосы девочкам.
Мыли волосы мылом, которое в народе называется қара сабын (черное мыло). Изготавливалось такое мыло из золы лебеды (растение семейства амарантовых), или из золы других растений, таких как перекати-поле, полынь, саксаул, и обычного жира домашнего скота. Эти растения собирали осенью, сушили и жгли. Оставшуюся золу собирали и кипятили в казане с водой. Вываривали щелок из золы. Щелок сцеживали и долго помешивали. В итоге получался белый порошок, который смешивали с жиром и кусочком бараньей, либо верблюжьей шерсти и лепили мыло. Такое мыло заворачивали в материю и хранили в таком виде. Некоторые предпочитали добавлять листья пахучих растений, что придавало мылу приятный аромат.
Казашки тщательно ухаживали за волосами, расчесывали их гребешками, которые делали из коровьих рогов. Косы подвязывали шашбау – лентой, украшенной монетами или серебряными бляшками. На кончики ленты нередко пришивали кисточки, которые также украшали косы. У взрослых женщин были скромные шашбау. Казахи верили, что шашбау защищал женщину от злых духов, излюбленным местом которых, по поверью, были волосы. Иногда на шашбау пришивались серебряные или золотые монеты, а иногда сам шашбау делался из толстой черной веревки, которая придавала косе дополнительный объем.
Еще одно украшение для волос, которое при ходьбе звенело, называется «шолпы». Шолпы это - украшение для кос в виде подвесок. Это нанизанные друг на друга небольшие звенья из металла или серебряные монеты. Шолпы носили только молодые девушки. Они, кстати, часто упоминаются в произведениях казахских авторов. Поэты воспевали волнительный звук шолпы. Но это украшение имело также практическое и воспитательное значение. Обычно шолпы крепили к косам девушек для того, чтобы под тяжестью монет девушка держала голову прямо, спину ровно и не сутулилась. Под тяжестью шолпы косы отрастали длинными. Воспитательная роль заключалась в том, чтобы девушка не позволяла себе резких движений, не появлялась там, где ей не следует быть, так как звук шолпы выдавал ее присутствие. Если девушка ходила поздно вечером или громко смеялась, делала резкие движения, то это считалось признаком невоспитанности. Поэтому девушки учились ходить плавно и тихо, чтобы как можно меньше было слышно шолпы.
Наряду с шашбау и шолпы использовался шашкап. Буквальный перевод - чехол для волос. Шили его из бархата, плюша и сукна. Шашкап кроили специально по толщине и длине косы, украшали бусинами. Шашкап нужен был для того, чтобы в суровых бытовых условиях косы не загрязнялись, чтобы защитить их от пыли и грязи.
Очень интересно то, что женщины свои косы смазывали специальным средством, которое называлось шашмай. Это своего рода бальзам, который придавал блеск волосам, и изготавливался он из яичного белка и сливочного масла.
Распускать волосы - очень плохая примета, так как делалось это только во время траура. В казахской поэзии есть жанр жоктау - оплакивание. Жоктау исполняли сидя на земле, обняв колени и распустив волосы. По этой причине считалось, что обнимать колени тоже нельзя. Люди верили, что если человек так сделает без уважительной на то причины, то он навлечет смерть на свой дом. Это же относилось и к украшениям, которые снимать было нельзя, так как женщина снимала свои серебряные украшения только в случае болезни или в случае траура по мужу. Женщина с распущенными волосами - признак траура.
Наряду с тем, что косы вдохновляли поэтов, у казахов есть такое проклятие «Шашын кесілсін!» («Пусть будут отрезаны твои волосы»). Связано это с тем, что понятие «отрезать волосы» означает «отрезать дорогу, свое счастье».
Волосы у девочек подстригали только один раз - когда справляли сорок дней со дня рождения. Эти волосы - карын шаш (внутриутробные волосы) считались волосами «с той жизни» и поэтому их состригали. Правда, мальчикам оставляли хохол на макушке (айдар), который отращивали, заплетая в косичку. В 12 лет, когда он по казахским законам достигал зрелости и переступал свой первый мушел (мушел - каждые 12 лет жизни человека), ему сбривали айдар.
Но и тут мнения разнятся, так как некоторые исследователи считают, что волосы отращивали только долгожданным мальчикам. Другие - что отращивали только одному - самому любимому ханскому сыну, на которого возлагали большие надежды и в будущем планировали посадить на трон.
Волосы у казахского народа - понятие сакральное. Волосы нельзя было кидать в мусор, наступать на них, сжигать. Волосы, по казахским поверьям, это твоя сила, счастье, благополучие, успех и удача. Казахи верили, что волосы - это дорога, отрезать которую, ни в коем случае, нельзя. Пусть ваша дорога будет длиной и счастливой.