Маргарита Бочарова, Vласть
7 мая на экраны кинотеатров вышел 130-минутный художественный фильм об АЛЖИРе - Акмолинском лагере жён изменников Родины. Этот «полный метр» стал едва ли не первым по-настоящему масштабным отечественным кинопроектом, посвященным трагической истории времен массовых политических репрессий в СССР. Тема трудовых исправительных лагерей почти на два десятилетия выпала из внимания казахстанских кинематографистов и документалистов.
A post shared by "Қазақстан" РТРК" АҚ (@kaztrk_kz) on
Историческая драма «АЛЖИР», которая изначально задумывалась как сериал из пяти эпизодов, была снята по заказу телеканала «Казахстан» режиссером Ануаром Райбаевым. Главная героиня фильма - современная российская девушка, которая приезжает в Казахстан, чтобы здесь отыскать некоего Алихана Сейдахметова. Молодой рядовой, не побоявшись грозного начальника лагеря АЛЖИР - майора НКВД Голованова, в свое время укрыл новорожденную Катю - мать главной героини. «В фильме будет рассказано о жизни многих женщин и детей бывшего СССР и зарубежья», - предупреждают создатели. Главным «лейтмотивом» фильма, уверяют они, стали человечность, верность, храбрость и справедливость. Сейчас прокат «АЛЖИРа» в кинотеатрах страны завершен, сериальную версию картины телеканал обещает показать своим зрителям уже в эту субботу, 27 мая.
Почти 30 лет назад - в 1989 году - фильм с аналогичным названием уже был снят казахстанским режиссером, а по совместительству и журналистом-публицистом, Аяганом Шажимбаевым. Во времена, когда информация о советских лагерях еще оставалась засекреченной, ему удалось создать уникальный фильм о заключенных Акмолинского отделения Карлага. Документальная двухсерийная лента «АЛЖИР» стала своего рода легендой, и до сих пор используется как источник ценных исторических кадров того периода. Именно за этот документальный фильм Шажимбаев был вне очереди принят в Союз кинематографистов СССР.
В 1990 году свет увидела и документальная картина известного казахстанского кинорежиссера Александра Головинского, чей отец провел в Карлаге пять лет жизни. Фильм «Стол» рассказывает удивительную историю о том, как в 80-х на открытии памятника политрепрессированным в поселке Малиновка (ныне село Акмол) Акмолинской области почетным гостем стал бывший начальник лагеря АЛЖИР - мужчину без задней мысли усадили за один стол с бывшими узницами. Почти 50-минутная картина выгодно отличается от многих других фильмов о казахстанских лагерях, ведь она не рассказывает об ужасах прошлого, а повествует о «беспамятном» настоящем.
После 90-х тема политических репрессий советского периода и лагерного прошлого Казахстана надолго ушла из информационного пространства страны, и лишь в 2000-х стали вновь появяться фильмы, призванные вернуть народам память о тех трагических событиях. В 2007 году, например, телерадиокомплекс президента при поддержке акимата Астаны создал 21-минутный документальный фильм под названием «Лютый холод «АЛЖИРа». Этот фильм и сейчас - спустя 10 лет - неизменно демонстрируют на экскурсиях, памятных конференциях и лекциях. Нурсултан Назарбаев на кадрах кинохроники с чувством говорит: «Наши власти убивали собственный народ. Такого нет в истории человечества нигде!».
В 2008 году по заказу Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» авторской группой « DALI» был снят 46-минутный фильм «АЛЖИР». Возвращенная память». Документальная картина посвящена, главным образом, созданию в Малиновке музея памяти жертв политических репрессий. Архитектор Сакен Нарынов рассказывает о том, почему мемориал скорби выполнен в виде арки, а сам музей построен в форме «неполного конуса». Закадровый голос скрупулезно перечисляет и интерпретирует все архитектурные и дизайнерские решения комплекса, созданного по инициативе президента практически за 3 месяца.
В 2009 году агентство «Хабар» отправило съемочную группу в Карагандинскую область - итогом поездки стал 30-минутный документальный фильм «Сага о Карлаге». Авторы рассказывают о том, при каких условиях в области появилось целое «невольничье государство» размером с Францию. Кроме этого, журналисты изучили историю так называемого «Степлага» - особого лагеря №4 для политзаключенных, которым давали от 10 до 25 лет каторги. Создатели фильма взяли интервью у выживших участников Кенгирского восстания 1954 года в Степлаге, когда для жесткого подавления бунта советское правительство применило танки. К слову, в 1991 году режиссер и сценарист Геннадий Земель, чьи родители отбывали срок в Карлаге, и где он родился, выпустил фильм «Людоед» о тех же событиях 1954 года.
В 2011 году на киноэкраны страны вышла «народная драма» под названием «Жерұйық». Почти двухчасовая картина описывает период политических репрессий, но не иллюстрирует лагерную жизнь. Фильм посвящен судьбе депортированных в Казахстан народов и тому, как местные жители были вынуждены принимать у себя «неблагонадежных» с Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья. В основу картины была положена пьеса «Память» Лаврентия Сона, члена Союза писателей и Союза кинематографистов Казахстана. Он же много лет назад написал для «Казахфильма» сценарий для художественного фильма «АЛЖИР» или «Тюрьма для мам», но этот сценарий еще не нашел своего режиссера.
В 2013 году общественный фонд «Ильяса Джансугурова» и Nedelka Project при поддержке Фонда Сорос-Казахстан реализовали арт-проект «1937:Территория памяти| Жоқтау». Группа авторов проехала по объектам советских исправительно-трудовых лагерей в Алматинской и Карагандинской областях, собрав видеоматериалы в небольшой фильм. В нем есть кадры и из поселка Жаналык близ Алматы, где были захоронены более 4,5 тыс репрессированных советских граждан. Музыку к 9-минутному фильму написал известный казахстанский композитор Куат Шильдебаев. В том же году, к слову, специальный телепроект был подготовлен и телеканалом «Казахстан».
2014 год стал почти знаменательным для Карлага - три года назад испанские документалисты с помощью агентства «Хабар» и казахстанского министерства иностранных дел сняли фильм под названием «Забытые в Караганде». Идея фильма, повествующего об испанцах-заключенных Карлага, родилась в 2013 году, когда Казахстан передал Испании 152 архивных дела. 60-минутная полнометражная картина стала лучшим документальным фильмом 2014 года по версиям сразу нескольких кинофестивалей. Фильм раскрывает историю испанских узников, принадлежавших к разным политическим силам, но вынужденным, в конечном счете, примириться друг с другом ради выживания.
Нужно отметить, что о Карлаге в Казахстане по какой-то причине снимают на порядок меньше фильмов и программ чем об АЛЖИРе. Тем не менее, в 2012 году научно-документальный фильм о Карлаге стоимостью 150 тыс тенге благодаря пресс-службе финансовой полиции прогремел на всю страну. Тогда в отношении директора музея памяти жертв политических репрессий в поселке Долинка было возбуждено уголовное дело по факту присвоения и растраты чужого имущества. Сейчас бывший музейный руководитель благополучно трудоустроен в другой музей, а скандальный фильм, снятый по заказу телеканала «Казахстан-Караганда», в сети обнаружить так и не удалось.
В 2015 году 10-минутный фильм об АЛЖИРе выпустили в рамках государственного интернет-проекта «National Digital History of Kazakhstan». «АЛЖИР: одно решение - тысячи смертей» практически полностью представляет собой интервью сотрудников музейного комплекса в Акмолинской области, в которых они рассказывают, как бывшие узницы лагеря до конца своих дней испытывали страх перед мужчинами в форме, как был закрыт первый музей жертв политических репрессий в Казахстане, и что вороны до сих пор не покидают этих мест ни зимой, ни летом.
В минувшем году тема политически репрессированных в Казахстане обрела новые очертания - телеканал «КТК» совместно с Фондом первого президента выпустил 3-минутный короткометражный фильм об АЛЖИРе в рамках проекта «Один народ. Одна страна. Одна судьба». Ролик по сути является разновидностью социальной рекламы. Его сценарий основан на небезызвестной истории: видео иллюстрирует то, как жители окрестных аулов бросали узницам АЛЖИРа шарики курта, которые надзиратели лагеря ошибочно принимали за камни. Годом ранее телеканал, кстати, уже подготовил 40-минутный публицистический фильм «Большой террор» о том, как в Алма-Ате в годы сталинских репрессий «искали шпионов и делали из них доносчиков».
История о курте превратилась в образ, активно эксплуатируемый телевизионщиками. В 2016 году Kazakh TV начал снимать цикл передач под названием «Секреты музеев», и первым «героем» стал как раз музей «АЛЖИРа» в селе Акмол. 20-минутная программа посвящена истории заключенной немки Гертруды Платайс, благодаря которой и стал известен описанный выше случай. «Все лагеря для политзаключенных той эпохи были ужасными, - рассказывают бывшие узницы, - но именно в казахстанских многие из нас выживали. Это стало возможным благодаря казахскому народу, который, познав лишения и голод, не утратил своего особого качества - сопереживания и стремления помочь ближнему», - произносит ведущий основную идею всех документальных и художественных фильмов независимого Казахстана о периоде политических репрессий 30-50-х годов.
Фото с официального сайта телеканала «Казахстан»