«Хотел бы, чтобы в фокусе нашего внимания оставались бы те факторы, которые существенно влияют на поведение игроков газовых рынков. Один из таких факторов состоит в том, что в отличие от нефти и многих других товаров, единый мировой газовый рынок невозможен в настоящее время. И в любой обозримой перспективе», - заявил Зубков.

По его мнению, это связано с тем, что природный газ, как правило, продается на долгосрочной основе, будучи еще в недрах.

«Его добыча планируется уже с учетом известных объемов, предстоящих поставок. Эти две особенности газовой торговли вытекают из физических свойств природного газа и того объективного экономического факта, что условия его транспортировки и хранения весьма ограничивают возможности производителей и потребителей накапливать и хранить его объемы, в зависимости от конъюнктуры», - отметил он.

«Мы полагаем, что в ближайшие 30 лет разделение мировых центров добычи и центров потребления газа, в целом, сохранится. И торговля газом сможет оставаться взаимовыгодной только на условиях равного распределения рисков между всеми участниками, для поддержания паритета безопасности спроса и безопасности предложения», - продолжил экс-председатель правительства России. 

Он пояснил, что для России основой безопасности спроса является рыночная конкуренция между природным газом и другими видами первичных энергоносителей на основе их потребительских качеств, а также честных конечных цен, «не искаженных дискриминационными или протекционистскими мерами». Что касается основы безопасности поставок, то в понимании российской стороны – это обеспечение непрерывности инвестиционных циклов газовой отрасли, начинающейся с гарантий оплаты газа покупателями.

«Механизмом решения всех этих взаимозависимых вопросов мы по-прежнему видим в долгосрочных и постановочных контрактах с преобладанием нефтепродуктовой привязки в структуре цены газа. При всех своих недостатках, даже в периоды низких цен на нефть, такой способ ведения международной торговли газом позволяет планировать долгосрочные инвестиции и поддерживать баланс ответственности сторон в случае существенного изменения рыночных факторов путем адаптации отдельных его условий», - резюмировал Зубков.

Фото с сайта Газпрома