Тему задержания людей во время заседания комиссии поднял главный редактор журнала «Жалын» Мухтар Шаханов: «Мы все здесь собрались для того, чтобы высказать правду. Мы переживаем, что сейчас более 40 человек задержаны в стране. И это вызывает у нас обеспокоенность. Задержали и арестовали на сутки. Я считаю, что это противоречит (Конституции – V.), это насилие над человеком. Мы же здесь собрались, чтобы сказать правду. В связи с этим хочу вам задать вопрос - мы должны решить этот вопрос. Если дальше так продлится, зачем мы здесь собрались? Я считаю, что не надо допускать такого насилия. Надо останавливать насилие различного рода над человеком. Почему такое происходит?», - задал он вопрос председателю комиссии Сагинтаеву, но последний лишь предложил вернуться к работе по регламенту.
Ответил Шаханову чуть позже заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко. Он заверил, что в генпрокуратуре понимают, что «многих людей волнует то, что происходит, у некоторых вызывают неприятие отдельные действия правоохранительных органов». Однако, заверил он, «всему есть причины, всему есть основание».
«Это не произвольные действия, не действия, основанные на желании или нежелании отдельных людей», - подчеркнул Кравченко, заверив, что «с самого начала усилия всех правоохранительных органов были направлены на профилактику нарушений законности». «И полиция, и прокуратура вели и ведут очень большую профилактическую работу и беседы со всеми, разговаривают. С сотнями людей поговорили. До 6 мая никаких мер для привлечения отдельных лиц к строгой ответственности не предпринималось в надежде на то, что эти люди поймут, что нарушение закона - это не лучший способ заявить о своей позиции», - заверил он.
И многие, продолжил заместитель генерального прокурора, поняли, и к ним никаких претензий у правоохранительных органов нет. Тем не менее, на сегодняшний день действительно около 40 человек привлечены к административной ответственности.
«Я хочу подчеркнуть, что именно об этом количестве идет речь, хотя в сети уже начинают какие-то инсинуации в отношении 300-500 граждан. Нет, это не так. Имеющаяся у нас достоверная информация она позволяет утверждать, что эти люди являются инициаторами и организаторами незаконных акций. Эти люди, не смотря на то, что они достоверно знали об отсутствии разрешения на митинг, который в соответствии с законом о митингах является обязательным условием его проведения, продолжали активные действия по его организации. Эти активные действия заключались в изготовлении и распространении листовок, неоднократных призывах в соцсетях, и путем агитации в трудовых коллективах или отдельных группах граждан выйти на митинг», - пояснил Кравченко.
Кравченко также подчеркнул, что все меры, которые были применены в отношении граждан налагаются судом, и у них была возможность привлечь адвокатов, также, как и обжаловать решения.
«Никто из наказанных не обращался в органы прокуратуры с жалобами на незаконные действия полиции. И, насколько нам известно, грубая сила в отношении них полицейскими не применялась вообще. Никто из них не обращался для обжалования судебных актов. Если такие жалобы от них поступят, я уверяю, мы их рассмотрим, каждую индивидуально, поскольку в каждом случае могут быть какие-то специфические особенности привлечения того или иного лица к ответственности», - заключил Кравченко.
В свою очередь, президент фонда Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан заявил, что пока комиссия успокаивает одну сторону, другая тоже должна вести себя спокойно.
«Я понимаю, что вы говорите, что они призывали к неразрешенному мероприятию, митингу. Но они еще этого не сделали, и задержания шли ночью. Вы говорите, что полиция не применяла силы – применяла. Есть видео. В некоторых домах ночью у родителей производятся обыски. Понимаете?», - обратился он к Кравченко.
«Сейчас нам всем нужно быть очень аккуратными, и выдержанными. На государстве, как более сильном организованном институте больше ответственность лежит, чем на этих эмоциональных людях», - считает Тайжан.
Он также призвал прокуратуру сразу после выходных по прокурорскому запросу пересмотреть решения суда и отпустить людей раньше.
«Мы сеем протест и лишнюю нервозность, в то время, как наша задача, наоборот, это разрядить. Международные правовые организации уже выступили с заявлениями. Президент сам говорит: давайте не позориться перед миром. Давайте сейчас мы начнем уже другими глазами смотреть? Эти люди не хулиганы, не бандиты. Они вышли по зову сердца – это эмоциональные люди. Не всем удается себя держать. Поэтому я вас призываю. Меня только что избрали руководителем правовой группы, я надеюсь на контакт с вами в этом отношении. Я призываю с понедельника заняться этим», - резюмировал он.