«Мы делаем закон не для того, чтобы усложнять жизнь людям, мы делаем этот закон, чтобы обеспечивать безопасность казахстанцев. Поэтому, если эта норма вызывает какие-то серьезные нарекания, несогласия, претензии, недовольства в обществе, мы тогда еще раз здесь внимательно должны посмотреть», - заявил Ашимбаев.
Он отметил, что пока депутаты не готовы принять решение, так как нужно рассмотреть все аргументы.
«Еще раз выражу свое сомнение, что в США есть такая норма (а разработчики предлагают перенять именно опыт США - V). Давайте, посмотрим и, если мы не услышим какие-то более четкие аргументы на следующих заседаниях нашей рабочей группы в поддержку этого предложения, мы тогда будем ставить вопрос о снятии этой нормы», - заявил депутат.
«То есть, здесь вопрос достаточно однозначен, - продолжил он. - Если мы не увидим аргументов, а пока мы не услышали эти аргументы, вот что это даст? Министерство соберет всю эту информацию, что люди приехали (в гости - V), 11-12 дней, месяц находятся, всю эту информацию соберет министерство, потом что вы с ней будете делать? Зачем она вам нужна? Смысл всей этой информации? Если речь идет о том, чтобы отслеживать какие-то перемещения людей, но это надо отслеживать оперативным путем, для этого есть комитет национальной безопасности, есть оперативные службы, ну, отслеживайте этих людей, если вы считаете, что есть люди, которые возможно что-то могут совершить. Если они, скажем, с одной области переехали в Астану, тогда оперативным путем надо смотреть и локализовывать их. Надо какие-то оперативные действия предпринимать, а весь этот массив информации собрать, ну и что? А как проверять? Что участковый будет ходить и придет, к примеру, к Мухтару Тайжану домой, там у вас будет какой-то человек, да, как вы будете проверять? Участковый будет проверять, что 11 дней у него родственник находится или 12 дней или 7 дней. Каким путем будет осуществляться проверка? Механизм? Он не понятен абсолютно и, соответственно, если механизма проверки нет, возникает поле для определенных коррупционных правонарушений».
В целом, подчеркнул Ашимбаев, депутаты не против урегулировать процессы внутренней миграции, но пока они не видят ни аргументов, зачем это нужно, ни механизмов, как будет это реализовываться. Кроме того, депутаты не увидели и информации о международном опыте.
«Когда члены рабочей группы, особенно представители госорганов начинаете говорить, мол, международный опыт, давайте... Депутаты - грамотные люди, показывайте нам этот международный опыт, показывайте законы, конкретные выдержки из их подзаконных актов, тогда мы будем верить. Мы часто оперируем (аргументами - V) голословно, не доказывая ничего - вот так в мире, так в мире. Ну как в мире? Где в мире?», - поинтересовался он.
В свою очередь, заместитель министра внутренних дел Рашид Жакупов парировал: «Этим законопроектом мы не вносим новый порядок регистрации граждан. Он уже существует…. Мы вносим в закон ответственность и обязанность граждан квартиросъемщиков регистрировать проживающих у себя лиц. Не более... На счет международного опыта, мы готовы вам представить эти законы со ссылкой на нормативные тех или иных зарубежных стран».
В связи с участившимися случаями терроризма, в Казахстане будут более внимательно относиться и следить за миграционными потоками населения. В первую очередь, это коснется именно внутренней миграции. Согласно поправкам в законодательство по вопросам противодействия экстремизму и терроризму, если человек больше десяти дней находится не по месту прописки, он должен в обязательном порядке зарегистрироваться. В случае выявления таких нарушений предусмотрен штраф для физических лиц – 10 месячных расчетных показателей, для бизнеса – от 20 до 50 МРП, при повторном выявлении штраф увеличивается в два раза. Нормы по обязательной регистрации населения 8 сентября вызвали бурное обсуждение в мажилисе парламента, где презентовали новые поправки в законодательство.
Ссылки по теме:
Регистрация по месту жительства станет обязательной в Казахстане
Ужесточение ответственности за терроризм: что предлагает правительство?