По словам прокурора, в первую очередь было выявлено ненадлежащее состояние железнодорожных вокзалов. Установлено, что сорок из них не оборудованы пандусами для инвалидов и маломобильных групп, на 25-ти отсутствует вода и вентиляция, часть вокзалов используется без заключения санэпидемстанции. В Шымкенте, Таразе, Талдыкоргане, Уральске, Кызылорде и Актау не установлены платежные терминалы. Капитальный ремонт на 30% вокзалов выполнен по проектно-сметной документации, не прошедшей госэкспертизу, а проведенные работы приняты госкомиссиями.

«38 вокзалов эксплуатируются с неисправной системой пожарной сигнализации, 25 - не обеспечены первичными средствами пожаротушения. Уже на начальном этапе перевозочного процесса пассажиры сталкиваются с различными неудобствами, рискуя получить увечья», - заявил Аманов.

Нарекания вызывает и дефицит проездных документов.

«Сегодня ни уполномоченный орган ни КТЖ не могут справиться с этой избитой проблемой, - подчеркнул начальник управления. – Итог налицо - массовый провоз безбилетных пассажиров. Если раньше проводники различным способом скрывали безбилетников, то сейчас размещают их в коридорах вагонов».

Как правило, в спекуляции с билетами задействованы проводники и билетные кассиры. Все выявленные дела по мошенничеству расследуются.

«В немалой степени на спекуляции и дефицит повлиял установленный АО «Пассажирские перевозки» порядок бронирования билетов. Так, с 2012 года неиспользованные за шесть часов до отправления поезда бронями, а это порядка 230 мест в день, распоряжались работники билетных касс. Дополнительные брони по наиболее востребованным направлениям были наложены в предпраздничные дни, имелись брони индивидуального применения и бессрочные брони. Таким образом, из-за отсутствия единого порядка бронирования необоснованно наложены брони на 1000 мест», - привел пример прокурор.

Нарушаются права пассажиров и при возврате билетов. Если законом «О защите прав потребителей» за неиспользуемую услугу предписан возврат не менее 70% средств, то за билет пассажир может получить лишь 50%, а в отдельных случаях – «ни одного тиына».

Одним из главных проблемных вопросов называют прокуроры ненадлежащее санитарно-техническое состояние пассажирских вагонов и белья.

«На этом этапе пассажиры сталкиваются с антисанитарией в вагонах, туалетах, невыносимой духотой летом, грязным и порванным постельным бельем. Проверив более 280 вагонов, в 113-ти выявлены вредные организмы, бактерии и микробы. Это наиболее серьезные нарушения. Всего на руках у нас имеется 90 актов органов СЭС, в которых описано свыше 800 нарушений санитарных норм. Среди них и постельное белье. Сегодня в поездах используется более 100 тысяч комплектов с истекшим сроком службы. При этом стирка белья проводится некачественно, оно местами порвано, хранится с нарушениями установленных требований», - отмечает Аманов.

«Имея горький опыт с бельем, реакции со стороны перевозчиков мы не видим, - продолжил он. - Продолжается ненадлежащий отбор поставщиков, победителями признаются едва созданные компании, без оборудования и штатов. За неисполнение договорных обязательств к ним не применяются штрафные санкции».

В свою очередь председатель правления АО «Пассажирские перевозки» Нурдаулет Килыбай признал критику справедливой, проблемы действительно существуют, но они «не сегодня родились».

«Дело в том, что поставщики услуг, зная, что они заключили договор на 1-3 года, не инвестируют или инвестируют минимально, - парировал он, отвечая на вопрос некачественной стирки белья. - Чтобы у них была уверенность, что они будут работать на этом рынке 5-10 лет, мы сейчас рассматриваем вопрос подписания договора как минимум на пять лет. Чтобы человек уверено пришел со своими инвестициями и работал».

По его словам, компания будет принимать новые стандарты качества, и сейчас внимательно изучает опыт Германии и Испании. Кроме того, уже в октябре будет закуплено 140 тысяч комплектов нового постельного белья.

«Потому что основные нарекания со стороны населения – это качество белья. Если белье плохое, народ, естественно, брезгует, и начинаются недовольства», - сказал Килыбай.

Что касается провоза безбилетных пассажиров, то эта проблема также, по его словам, решается. Если в прошлом году за такие нарушения было уволено около 90 сотрудников, то за восемь месяцев текущего года – уже 147. Кроме того, во всех трудовых договорах проводников и начальников поезда прописали новые условия работы.

«Мы внесли дополнение, где предусматривается автоматическое увольнение за безбилетный провоз, без всяких разборов. Раньше же как было, сначала нужно было делать замечание, потом выговор, а они становятся через шесть месяцев недействительными. И нарушители могли снова взяться за свое. А сейчас мы сразу увольняем, и судебные органы нас поддерживают», - заключил он.