Как отметила депутат, вопрос расширения налогооблагаемой базы всегда поднимается депутатами при отчете правительства, при обсуждении бюджета.
«По логике, несмотря на нестабильность цен на энергоносители, учитывая грандиозные программы по индустриальному-инновационному развитию нашей экономики, жилищного строительства, поддержке бизнеса, программы занятости – все они в качестве результата должны иметь пополнение доходной части бюджета, это же, согласно принципам ОЭСР, является главным критерием эффективности любой программы. Увы, у нас такого не происходит. В чем причины? Думается и в качестве администрирования также», - заявила Карагусова.
По ее мнению, налоговые органы зачастую «работают жестко с теми, кто платит налоги».
«А где работа по выявлению тех, кто их не платит? Для этого есть информационные ресурсы, базы министерства юстиции, министерства здравоохранения и социального развития, местных исполнительных органов. Должна быть широкая эффективная работа по разъяснению и помощи гражданам по уплате налогов», - считает она.
Другой причиной, добавила председатель комитета, является некорректный учет имущества, в частности, жилья.
«Да, внесена норма о возможности уплаты налога на имущество даже если объект не прошел регистрацию. Но наверно проще совместно с акиматами сделать этот процесс, во-первых, ограниченным во времени, во-вторых, более транспарентным», - предложила она.
Вызывает у депутатов много вопросов и практика наложения штрафов.
«Не секрет, что одним из источников пополнения доходов является пагубная практика наложения штрафов, которые являются деструктивным механизмом во взаимоотношениях государства с налогоплательщиками. По итогам 2015 года суммы поступлений в доходную часть республиканского бюджета в виде штрафов, налагаемых комитетом государственных доходов, по сравнению с 2014 годом превысила 45 процентов: в 2014 году - 2,6 млрд тенге, в 2015 году – 4,8 млрд тенге», - привела цифры Карагусова.
Как показывает практика, от штрафов «часто страдают добросовестные налогоплательщики», допустившие незначительные ошибки в исчислении налогов или несвоевременную сдачу налоговой отчетности. Кроме того, по ее словам, имеется очень много фактов применения наказания налогоплательщиков по причине неэффективного функционирования электронных программ самих налоговых органов.
«Нередки случаи, когда предъявляемые штрафы противоречат самому Налоговому кодексу и международным договорам, конвенциям в этой сфере. Но доказательств они принимать во внимание не хотят и отправляют дело в суд. А почему добросовестный налогоплательщик должен доказывать безграмотность налогового инспектора? А это время, в течение которого они отчитаются, что план выполнен. А какими методами – никого не интересует», - подчеркнула Карагусова.
«Порой налагаемые на налогоплательщиков суммы штрафов несоизмеримы с их доходами. Нашим налогоплательщикам приходится пройти «семь кругов ада», чтобы доказать свою правоту! А ведь во всех развитых странах, в число которых мы стремимся, придерживаются принципа презумпции невиновности», - продолжила она.
Депутат напомнила министру финансов Бахыту Султанову, что применение штрафных санкций должно быть крайней мерой, когда действиями или бездействием отдельно взятых налогоплательщиков причинен ущерб.
«Наша цель работать в соответствии с принципами ОЭСР и войти в число развитых стран. Штрафы - это в то же время показатель неэффективности работы налоговых органов, главной целью должна быть помощь налогоплательщикам в исполнении своей конституционной обязанности», - сказала она.
Отдельным вопросом Карагусова вынесла тему проверок бизнеса. Она признала, что из года в год правительство пытается навести порядок в этом вопросе, в том числе путем внесения соответствующих поправок в законодательство, предоставляя налогоплательщикам возможность досудебного урегулирования споров и так далее. Однако, зачастую проверки осуществляются сотрудниками налоговой службы с нарушениями законодательства, в связи с чем предпринимателям приходится обращаться в суд.
«Одним из «больных» вопросов является проблема проверок, проводимых при процедуре добровольной ликвидации предприятий. Порой доходит до абсурда, когда индивидуальный предприниматель после пары лет безуспешного занятия бизнесом и отсутствия какой-либо деятельности, годами не может ликвидировать свое предприятие. Полагаем, что процедура ликвидации субъектов малого бизнеса должна проходить в максимально сжатые сроки, например, не более десяти рабочих дней, за которые органы государственных доходов смогут выяснить - нет ли неисполненного обязательства за субъектом», - считает председатель комитета.
По ее мнению, сегодня должно быть понимание того, что «любое стремление к занятию бизнесом должно быть поддержано, даже если речь идет об одном индивидуальном предпринимателе, так как это занятость, это налоги, это вовлечение в активную экономическую среду».
Кроме того, до сих пор в Казахстане актуализация базы данных и совершенствование информационных технологий оставляет желать лучшего. Карагусова напомнила, что еще в 2013 году депутаты рекомендовали правительству принять меры по модернизации и интеграции информационных систем, по переходу на систему электронного таможенного декларирования, внедрению принципа «Единого окна» по экспортно-импортным операциям. Однако до сих пор так ничего и не сделано.
«Наступил уже 2017 год, а все еще говорится о планах по внедрению. В данном случае промедление приводит только к упущению выгоды всеми заинтересованными сторонами. Здесь же низкая оценка в международных рейтингах, здесь же возможность сокрытия доходов и увеличение объема теневой экономики», - заключила она.