«Подписанное соглашение временно применяется с 10 января 2017 года и предусматривает досрочное применение между двумя странами следующих норм договора о ЕАЭС. Во-первых, взаимное обеспечение доступа к услугам железнодорожного транспорта и инфраструктуры для казахстанских и кыргызских потребителей на равных условиях. Кроме того, будет обеспечен равный доступ железнодорожных перевозчиков к объектам инфраструктуры», - рассказал Касымбек.
По его словам, в Казахстане вышеуказанные условия обеспечены в законодательстве с момента вступления в силу договора о ЕАЭС, то есть с 2014 года, кыргызская внесла соответствующие изменения в 2016 году.
Кроме того, законопроектом предусматривается применение сторонами унифицированных тарифов по видам сообщений в отношении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом между Казахстаном и Кыргызстаном транзитом по территориям в рамках договора о ЕАЭС.
«Применение унифицированных тарифов, в первую очередь, обеспечит увеличение объема перевозок путем создания благоприятных тарифных условий. Уже сегодня объем перевозок грузов между двумя странами в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 14%», - заключил министр.
В свою очередь депутат Александр Суслов отметил, что до подписания соглашения все перевозки из Киргизии и в Киргизию, производятся по транзитному тарифу, а он «выше, чем предусматриваемый в соглашении унифицированный тариф».
«Соответственно, и стоимость перевозок будет значительно ниже. Имеется ли расчеты, как новый тариф повлияет на экономические показатели Казахстан Темир Жолы?», - поинтересовался он.
Министр пояснил, что все страны-участники союза унифицированные тарифы используют последние два года.
«Раньше мы имели внутренний, экспортный и импортный тариф, внутренний тариф был ниже, экспортный импортный выше, в ходе унификации тарифы стали едиными. В целом, для экспортеров и импортёров тарифы снизились», - объяснил он.
«По нашему мнению, продолжил Касымбек, - Казахстан получил достаточные выгоды от внедрения унифицированных тарифов, потому что мы в большом объеме возим грузы в Россию. Это, в первую очередь, наши зерновики, которые работают на Москву, или наши угольщики, которые работают в России. Также это транзит в Белоруссию. И здесь нельзя говорить, что железная дорога получила убытки, потому что эти тарифы киргизская сторона в случае готовности законодательства должна была получить еще два года назад. Сегодня мы можем говорить, что в среднем по различным расчётам наши экспортеры получили выгоду почти на 100 млн долларов за этот период - полтора года», - подчеркнул он.