«Сегодня наши граждане столкнулись с такой проблемой, как пропажа денежных средств с банковских карточек. Деньги исчезали с платёжных карт держателей в результате действий мошенников. Это происходит, в основном, за границей. Существует определённый список стран с повышенным риском мошенничества, отправляясь в которые люди рискуют неправомерным действиям аферистов. Однако не всегда банки, при выдаче платёжной карты, предупреждают клиентов об этом «черном списке» и не прикрепляют к договору данный перечень стран», - рассказал в среду в ходе пленарного заседания депутат мажилиса Шакир Хахазов.
Он привел примеры, когда у казахстанцев, отправившихся за границу, с банковских карт пропали большие суммы денег. В частности, у жительницы Уральска во Вьетнаме исчезли 400 000 тенге, а у другой женщины в Тайланде - 300 000 тенге. Однако «банк ни копейки не вернул этим гражданам», ссылаясь на то, что клиент, который отправляется в страны с повышенным риском мошенничества, должен самостоятельно позаботиться о безопасности своих денег и заблокировать свою карточку.
«Считаем такую позицию абсолютно недопустимой», - подчеркнул депутат.
«Во-первых, - продолжил он, - банк ежегодно взымает комиссию за обслуживание платёжных карт и поэтому обязан обеспечить безопасность хранящихся на них денежных средств. Во-вторых, в договоре с финансовым институтом клиент всегда является слабой стороной. Следовательно, в случаях мошеннических взломов платёжных карт, ее расходы по компенсации материального клиента обязан взять на себя именно банк. В-третьих, банки сегодня тратят огромные средства на защиту своих информационных систем от кибератак. Точно также они должны обеспечивать современную надёжную защиту платежных карт своих клиентов», - перечислил Хахазов.
По мнению депутатов, это именно тот случай, когда национальный банк, как финансовый регулятор, должен вмешаться при мошеннических взломах платёжных карт.
«Все расходы по компенсации материального ущерба клиента обязан взять на себя банк, а Национальном банку необходимо отслеживать такие ситуации и брать на контроль их разрешение. Также считаем необходимым обеспечить надёжную защиту персональных данных казахстанцев. Есть конкретные случаи, когда мошенники, воспользовавшись утечкой данных граждан оформляли на них онлайн кредиты. Это ещё один пример незащищённости наших граждан. В связи с этим просим Национальный банк доложит о том, какие меры предпринимаются в сфере защиты платёжных карт граждан от мошеннических действий и рекомендуем Нацбанку усилить контроль за работой банков второго уровня, а также филиалов иностранных банков на предмет соблюдения ими национального законодательства и выполнения своих обязательств перед клиентами», - попросил депутат.