«В целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами. Поэтому мы должны пойти на сложный, но в то же время нужный шаг – повысить предельные розничные цены, в частности на бензин марки АИ-92 и АИ-93 со 182-187 до 205 тенге за литр (рост 11% - В.), а цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230-260 тенге (в среднем рост 20% - В.), - сказал Акчулаков.

Он отметил, что соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня.

«Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны», - добавил и.о. министра.

Объясняя это решение, Акчулаков напомнил, что после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн в год, а за последние пять лет Казахстан увеличил производство бензина почти на 70%, а дизельного топлива – на 30%. При этом в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива – 5,2 млн тонн, страна ощутила его нехватку в некоторых регионах страны. Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс. тонн пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива.

«Основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются: транзитный автотранспорт, а также серый экспорт в соседние страны. Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс. тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс. тонн горючего было вывезено серым экспортом. Причина тому – значительная разница в цене. Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%, в Кыргызстане цена выше на 64%, а в Узбекистане - в два раза», - пояснил и.о.министра.

Резюмируя, Акчулаков отметил, что «с текущими ценами, сколько бы мы ни увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать». А с такой разницей в ценах, по его словам, переток в соседние страны будет продолжаться, причем объемы будут только увеличиваться.

«Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта. Сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана. Низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу», - заключил он.

Позже он уточнил, что новые цены вступят в силу ориентировочно 12 апреля.