Как напомнил министр иностранных дел Ерлан Ирдисов, за годы независимости Казахстан оказал различную помощь на сумму 100 миллионов долларов. Однако отсутствие системности не дает максимальной эффективности и возможности планирования этого процесса, кроме того, такие «пожертвования» учитываются ведущими мировыми организациями.
«В первую очередь законопроект направлен на систематизацию уже имеющейся деятельности в области официальной помощи развитию (ОПР). Аргументы следующие: национальная система ОПР – один из обязательных атрибутов развитого государства», - подчеркнул Идрисов.
Он отметил, что Казахстан не случайно взял курс на сближение с организацией экономического сотрудничества и развития, так как в последующем, возможно, будет в нее вступать.
«Систематизированная система ОПР – одно из первоочередных требований для сотрудничества и вхождения в эту организацию», - уточнил глава МИД.
По словам министра, являясь региональным лидером, Казахстан не может себе позволить стоять в стороне «от известных всем проблем нашего региона, где ряд стран фактически находятся на грани превращения несостоявшихся государств, а существующие риски могут усугубиться после вывода войск международной коалиции из Афганистана». Поэтому главным географическим фокусом в оказании ОПР от имени Казахстана будет центральная Азия, Афганистан и, возможно, Кавказ.
«В нашем регионе, кроме Казахстана пока нет других государств, которые бы находились на таком уровне развития и были в состоянии оказывать системную помощь в целях развития», - продолжил он.
Все это, по заверениям министра будет служить «целью укрепления безоговорочного регионального лидерства Казахстана, формируя пояс добрососедства вокруг нашей страны». «Казахстанская официальная помощь развития будет нашей мягкой силой в регионе. Наш регион один из тех, на который обращены взоры многих мировых игроков. Центральная Азия является традиционной зоной стратегических интересов Казахстана, поэтому для нас важно не упустить наши собственные возможности», - уверен глава МИД.
Что касается внешних факторов, которые подтолкнули Казахстан на принятие законодательства в этой сфере - по градации ООН страна переведена в категорию страны с доходами на душу населения выше среднего.
«Это, помимо имиджевого фактора, налагает и определенную ответственность на нас за происходящие в мире процессы и формирует ожидание мирового сообщества от Казахстана. Таким образом, принятие этого закона и последующих поправок в сфере официальной помощи развитию, как весомый шаг позитивно скажется на репутации Казахстана на мировой арене. Это в первую очередь станет мощным козырем в компании Казахстана по избранию непостоянным членом совета безопасности на 2017-2018-е годы», - также сообщил Идрисов.
Сопутствующим законопроектом «О внесении изменения и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оказания официальной помощи развитию» предусматривается внесение поправок в закон «О дипломатической службе». Кроме того, в законопроекте «О международных договорах» предполагается исключить международный договор об оказании ОПР из перечня международных договоров, подлежащих ратификации. Также в закон «О государственных закупках» разработчики предлагают внести поправки об освобождении от тендеров при закупках у иностранных поставщиков за рубежом в рамках реализации проектов ОПР.