Для начала нужно сказать, что одной из основных тем индийской мыльной оперы стала пропасть между богатыми и бедными. Комок подкатит к горлу уже на первых минутах, когда простая индийская женщина подойдет к красивому особняку (каких немало в предгорьях Алматы) и под драматичную музыку с завистью и любопытством прильнет лицом к металлической ограде. Музыку за кадром прервет вопрос охранника, обращенный к ней, о том, не ищет ли она работу. После многозначительного мычания в ответ охранник удаляется, а музыка неожиданно возобновляется, вновь погружая нас во внутренний мир героини. Вскоре потрясенная до глубины души она окажется у бассейна, и под роковые звуки из особняка выйдет другая женщина – стервозного склада характера, судя по музыкальному сопровождению. Хозяйка поинтересуется у пришедшей, хочет ли она работать в ее доме и согласна ли усвоить некие «правила», а в ответ услышит лишь то самое, уже знакомое зрителю мычание...
А пока наша героиня пытается устроиться на работу, не проронив ни слова, ее малолетняя дочь находит другой способ вырваться из трясины бедности. Девочка приходит на базар и просит сделать ей татуировку на руке, чтобы «изменить свою судьбу». Базарный тату-мастер пытается объяснить девочке, что для того, чтобы нажить богатство, необходимо работать (а в голове так и звучат слова президента о пользе труда), а не татуировки делать. Девочка не сдается, утверждая, что мать все время плачет из-за непроглядной бедности семейства. В итоге, мужчина все же сдается и принимается за работу. За кадром снова музыка, демонстрирующая чрезвычайную важность момента, а в кадре жалобные глаза девочки, повторяющей: «Мне не больно, мне надо изменить судьбу». Девочке не суждено было долго терпеть боль и через несколько секунд она и вовсе потеряла сознание.
Уже в четвертой серии, согласно всем законам сериального жанра, несчастную женщину, устроившуюся работать к богачам, обвиняют в краже, которую она не совершала, и немедленно сажают в тюрьму. Зрителю обеспечены полные слез глаза дочери, жалобная песня на фоне и замедленная съемка отчаянной попытки девочки догнать уводимую полицейскими мать. В тюремную камеру, к слову, по необъяснимым причинам посадят также бабушку и тетю девочки. И пока они втроем философствуют, пытаясь выяснить, чем заслужили такую участь, с них снимают обвинения. Женщина возвращается к дочери, которая – снова в замедленном темпе – в порыве радости бросается к ней на шею. Однако радости от возвращения матери не хватило даже до конца пятой серии, когда из уст девочки под барабанную дробь на фоне прозвучал практически судьбоносный вопрос – пойдет ли она в этом году в школу, где учатся дети из богатых семей?..
Сейчас количество эпизодов «Выбора судьбы» перевалило за 1200, а самому сериалу в этом году уже добрых семь лет. Любовь многочисленных фанатов не дает завершить съемки. Поклонников сериала теперь немало и в Казахстане. В сети любителей индийской мыльной оперы найти несложно, однако теперь, чтобы разобраться во всех перипетиях сюжета, просто смотреть его по телевизору недостаточно, поэтому диалоги «фанатов» выглядят примерно так:
- За что Ича сядет в тюрьму?
- Откуда у Ваниша деньги на вертолёт и лепестки? Он же не работает.
- Вир будет жить с Тапассией после их развода?
- Ича и Вир так и не будут счастливы?
- Когда все поступки Тапу раскроются?
- Что делают в Утаране Ананди и Жагия?
- Вир и Ича умрут?
- Как Ича окажется родной внучкой этой несносной бабушки Тапассии?
- Astanatv не будет показывать до конца?
- Когда же этот индийский балаган кончится?
Если вдуматься, то этот «индийский балаган» в 1200 сериях близок казахстанцам сразу по нескольким причинам. Во-первых, в индийских сериалах и фильмах четко распределены роли – практически с первых минут становится понятно, кому принадлежит положительная роль, а кто является главным злодеем, и зрителям лишь остается с упоением ждать, когда последнего разоблачат. Во-вторых, что бы ни происходило с главными героями, можно быть уверенным, с ними не случится ничего из ряда вон выходящего. События индийских сериалов будто воспроизводят нашу с вами жизнь, поэтому едва ли найдется хоть кто-то, кто не поймет развитие сюжета. Зрителю грозит разве что не уследить за ним и не запомнить, кто кому в итоге приходится родственником.
В-третьих, тяга к индийским сериалам у аудитории связана с целым рядом стереотипов, сформировавшихся еще во времена Советского союза. Уже тогда зритель привык, что фильмы индийского производства непременно отличаются невероятной красочностью, а их герои – добротой и романтизмом. Такой душевности и человечности в советских фильмах о свершениях великого интернационального народа зачастую не было.
И в-четвертых, казахстанское телевидение уже успело приучить зрителя к индийским сериалам, ведь они, как оказалось, полностью соответствуют национальной идеологии. Где как не в индийских сериалах так откровенно пропагандируются семейные ценности? Для государственных телеканалов и каналов, ориентированных на семейный просмотр, такой контент может стать удачной находкой, обеспечивающей рейтинги и любовь зрителей.
Напоследок отметим, что рейтинг индийского сериала «Выбор судьбы» неумолимо стремится к 8, а это означает, что размер его аудитории в Казахстане приближается к 1,4 млн человек. Для сравнения, именно столько зрителей посмотрели боксерский поединок между Геннадием Головкиным и Мартином Мюрреем, который состоялся 21 февраля в Монако. Именно столько иностранных визитеров посетили Грузию с начала года. Именно столько пользователей Twitter подписались на аккаунт Барака Обамы уже в первый день. Индийские сериалы, очевидно, уже стали популярнее спорта, путешествий и даже геополитики, и выбор этот, кажется, в сложившихся условиях действительно отдает фатализмом.